Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.
судей
Глушко А.Р. и Ревякина А.В.
при секретаре
Савельевой Ж.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Тюмени в лице представителя Уляшевой Е.Т. и апелляционной жалобе Главного управления строительства Тюменской области в лице представителя Вьюшиной К.А. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 30 мая 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Маринич А.В. удовлетворить.
Признать незаконным приказ Администрации г. Тюмени " ... " от 07.08.2012 года в части отказа в признании молодой семьи Маринич А.В. участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Обязать Администрацию г. Тюмени включить молодую семью Маринич А.В. в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маринич А.В. обратился в суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконным сообщения Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени об отказе в признании молодой семьи Маринич участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., понуждении Администрации г. Тюмени включить молодую семью в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. Требования мотивированы тем, что 25 января 2012 года он с супругой обратились в администрацию г. Тюмени с заявлением о включении в состав участников указанной подпрограммы и сдали все необходимые документы. Однако 17 августа 2012 года Департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени было отказано в признании молодой семьи участником подпрограммы по причине того, что на момент подачи заявления один из супругов прописан в ХМАО-Югра. В данном сообщении администрация г. Тюмени ссылается на подпункт "в" п. 4 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п, в соответствии с которым, участником программы является молодая семья, постоянно проживающая на территории Тюменской области. Согласно п. 1 ст. 12 Устава Тюменской области Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ входят в состав Тюменской области. В указанное постановление никаких поправок, связанных с исключением из списка участника программы, в связи с пропиской в автономных округах, включенных в состав Тюменской области, не выносилось. Считает незаконным исключение из указанной подпрограммы, поскольку на момент принятия решения о включении в участие в подпрограмме семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении субсидии на приобретение жилья.
Истец Маринич А.В., его представитель Черепанова А.С. и третье лицо Маринич И.Г. в судебном заседании поддержали доводы заявления, пояснили, что место регистрации заявителя не связано с местом его проживания.
Представитель администрации г. Тюмени Самар Л.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в сообщении об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Представитель Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны администрация города Тюмени в лице представителя Уляшевой Е.Т. и Главное управление строительства Тюменской области в лице представителя Вьюшиной К.А.
В апелляционной жалобе администрация г. Тюмени в лице представителя Уляшевой Е.Т. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Считает, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права. Указывает, что на момент подачи заявления на участие в подпрограмме один из членов молодой семьи был зарегистрирован на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Считает, что суд необоснованно указал, что редакция п. 1.4 постановления Правительства Тюменской области N 73-п от 04.03.2013 года, не действовала на момент принятия администрацией г. Тюмени решения об отказе в признании молодой семьи Маринич А.В. и Маринич И.Г. участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. Указывает, что согласно ст. 12 Устава Тюменской области, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ входят в состав Тюменской области. Однако, в силу действия ст. 13 Устава Тюменской области отношения между органами государственной власти области и автономных округов строятся в соответствии со следующим принципом самостоятельности области и автономных округов как субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной, экономической и социальной политики в пределах их полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Тюменской области, Уставом Ханты - Мансийского автономного округа - Югра и Ямало - Ненецкого автономного округа, договорами и соглашениями между органами государственной власти области и автономных округов. Указывает, что в соответствии с Уставом Тюменской области и договором между органами государственной власти Тюменской области, Ханты - Мансийского автономного округа - Югра и Ямало - Ненецкого автономного округа от 12.08.2004г. определены областные программы, реализуемые органами государственной власти области на территории Тюменской области, включая автономные округа. Вопросы обеспечения жильем молодых семей в указанные областные программы не входит, в том числе не входит и реализация жилищных прав граждан на территории автономных округов. Согласно ст. 3 Закона Тюменской области N 128 от 03.08.1999 года "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п "Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома" право на получение безвозмездной субсидии на строительство (приобретение жилья имеют постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) на территории Тюменской области граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления. Социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям должны предоставляться при наличии регистрации по месту жительства в Тюменской области. Указывает, что нормативные правовые акты Тюменской области, регламентирующие порядок участия молодых семей в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 не распространяются на граждан, проживающих в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре и Ямало - Ненецком автономном округе. Считает, что молодые семьи, в которых один из супругов зарегистрирован в городе Тюмени, а другой зарегистрирован в населенном пункте автономного округа, не могут признаны участниками подпрограммы. Приобретение жилого помещения участниками подпрограммы на территории автономных округов также не предусмотрено нормативными правовыми актами Тюменской области. Считает, что выводы суда о том, что имеется решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 07.03.2013 года, вступившее в законную силу, которым был установлен факт постоянного проживания Маринич А.В. в городе Тюмени с 2006 года по 07.03.2013 года является несостоятельным, поскольку при обращении в Администрацию города Тюмени с заявлением для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" данное решение суда заявителями не предоставлялось.
В апелляционной жалобе Главное управление строительства Тюменской области в лице представителя Вьюшиной К.А. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, считая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Приводя доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе администрации г. Тюмени, указала, что в соответствии с Правилами государственным заказчиком - координатором по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является Министерство регионального развития Российской Федерации, однако судом данное лицо для участия в судебном заседании привлечено не было. Не было привлечено к участию в настоящем деле Министерство регионального развития Российской Федерации и Правительства Тюменской области, так как исполнение решения суда повлекло бы дополнительные обязательства - включение семьи Маринич в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты по Тюменской области и, как следствие дополнительные расходы на софинансирование социальной выплаты из средств федерального бюджета.
От Маринич А.В. поступили письменные возражения на вышеуказанные апелляционные жалобы Главного управления строительства Тюменской области и администрации г. Тюмени, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заявитель Маринич А.В., третье лицо Маринич И.Г., представитель администрации г. Тюмени, представитель Главного управления строительства Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы данные лица были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы ими не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что 21.01.2012 года семьей Маринич А.В., состоящей из 2 человек в Администрацию г. Тюмени было подано заявление о включении указанной семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 г.г. (л.д. 6-7).
Сообщением от 17.08.2012 года администрацией г. Тюмени отказано Мариничу А.В. в признании молодой семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год, на основании п.п. "в" п. 1.4 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат, в связи с регистрацией и проживанием заявителя Маринича А.В. на территории Ханты-Мансийского округа - Югры.
Удовлетворяя требования Маринича А.В., суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия Администрацией г.Тюмени решения об отказе в признании молодой семьи Маринич участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 г.г., действовала редакция Положения о предоставлении социальных выплат, не предусматривающая, что для участия в подпрограмме, все члены молодой семьи должны постоянно проживать в Тюменской области (с соблюдением правил регистрации), не включая Ханты-Мансийский автономный округ-Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, при этом, регистрация носит уведомительный характер, а решением Центрального районного суда г. Тюмени от 07.03.2013 года, вступившим в законную силу 12.04.2013 года установлен факт постоянного проживания Голубева Н.В. в г. Тюмени с 2006 года.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неверном применении и толковании норм материального права.
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 (далее также - Правила), в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.
В соответствии с названными Правилами, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6). В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7). Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства, в том числе, заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к Правилам (п. 15 Правил). В заявлении указывается, в том числе, место жительства супругов (Приложение N 2 к Правилам).
Подпунктом "в" п. 1.4 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утверждённого Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 г. N 78-п, в редакции, действовавшей на 17.08.2012 года, то есть на момент вынесения оспариваемого решения об отказе в признании молодой семьи Маринич участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год предусмотрено, что, участником подпрограммы является молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, постоянно проживающие в Тюменской области, имеющие доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Следовательно, одним из условий участия молодой семьи в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 г.г. является постоянное проживание членов указанной семьи на территории Тюменской области.
Из материалов дела следует, что заявление Маринича А.В. и Маринич И.Г. о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 г.г. от 21.01.2012 года, содержит сведения о том, что Маринич А.В. проживает по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, " ... " При этом, ни указанное заявление, ни приложенные к нему документы, как это следует из соответствующих списков приложений, не содержали информации о проживании Маринича А.В. на момент подачи заявлений в Тюменской области.
Таким образом, из представленного Мариничем А.В. и Маринич И.Г. в администрацию г. Тюмени заявления не следовало, что Маринич А.В., как член молодой семьи Маринич, соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, претендующим на участие в подпрограмме на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в части требования о проживании на территории Тюменской области, что повлекло принятие решения об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год.
В соответствии с п. 2.1. Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утверждённого Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 г. N 78-п, молодая семья подает в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства необходимые документы в срок с 1 января до 1 августа года, предшествующего планируемому.
В соответствии с указанной нормой для принятия участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год с заявлением и всеми необходимыми документами молодой семье необходимо было обратиться в срок не позднее 01 августа 2012 года.
Вместе с тем, в период с 01 января 2012 года до 01 августа 2012 года с какими либо иными заявлениями о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год Маринич А.В. и Маринич И.Г. с указанием адреса постоянного проживания членов указанной семьи на территории " ... ", не обращались.
То обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Тюмени от 07.03.2013 года установлен факт постоянного проживания Маринича А.В. в г. Тюмени с 2006 года, не может повлиять на законность оспариваемого Мариничем А.В. решения администрации г. Тюмени об отказе в признании участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год, поскольку указанное решение как в период с 01 января 2012 года до 01 августа 2012 года так и на момент вынесения оспариваемого Мариничем А.В. решения администрации г. Тюмени от 17.08.2012 года не представлялось и не могло быть представлено указанному органу.
Таким образом, оснований для признания права семьи Маринича А.В. и Маринич И.Г. на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год, признания незаконным приказа Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени " ... " от 07.08.2012 года об отказе в признании участниками указанной подпрограммы на 2013 год и включении указанной семьи в состав участников данной подпрограммы на 2013 год, у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Мариничу А.В. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 30 мая 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение:
"Мариничу А.В. в удовлетворении заявленных требований к Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени отказать".
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.