Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 января 2013 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Чипчиковой Ф.К., с участием представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики Князева П.О., действующего по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Южного межрегионального территориального управления Росстандарта Бозиевой Л.Т., действующей по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Заместителя начальника территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Кабардино-Балкарской Республике Южного межрегионального территориального управления Росстандарта Мамбетова А.Х., действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, на решение Нальчикского городского суда КБР от 16 ноября 2012 года, которым отменено постановление Заместителя начальника территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Кабардино-Балкарской Республике Южного межрегионального территориального управления Росстандарта от 18 мая 2012 года N 01-29/19 о привлечении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа Заместителя руководителя территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Кабардино-Балкарской Республике Южного межрегионального территориального управления Росстандарта (далее Территориальный отдел ЮМТУ Росстандарта) - начальника отдела госнадзора Республик ЮФО и СКФО Ч.А.В. от 18 апреля 2012 года N была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ (редакция от 28.07.2012) "Об обеспечении единства измерений" и утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 N 125 (редакция от 26.11.2001) "Порядка проведения поверки средств измерений" ПР50.2.006-94 в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР).
По результатам проверки 10 мая 2012 года был составлен акт проверки за N об обнаружении в ходе проверки нарушений требований условий применения (хранения) средств измерений, установленных Федеральным законом РФ от 26.06.2008 N 102-ФЗ (редакция от 28.07.2012) "Об обеспечении единства измерений" и утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 N 125 (редакция от 26.11.2001) "Порядка проведения поверки средств измерений" ПР 50.2.006-94, заключающихся в применении непроверенных (неутвержденных) средств измерений в количестве 10 единиц: " ... " (л.д. 51-54).
На основании данного акта проверки 10 мая 2012 года старшим государственным инспектором ОГН республик ЮФО и СКФО КБР ЮМТУ Росстандарт Дышековым З.А. было выдано предписание за N, которым "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР было запрещено с момента выдачи предписания использование указанных в Акте проверки средств измерения в количестве 10 единиц до проведения их технической проверки в порядке, установленном законодательством (л.д.50).
15 мая 2012 года инспектором Дышековым З.А. в отношении "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР был составлен протокол за N 01-28/32 об административном правонарушении, предусмотренном по части 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 49).
На основании данного протокола постановлением Заместителя начальника территориального отдела (инспекции) государственного надзора ЮМТУ Росстандарта республик ЮФО и СКФО КБР Мамбетова А.Х. от 18 мая 2012 года за N 01-29/19 "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушений с назначением административного наказания в виде штрафа в размере " ... " (л.д.48).
ГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения КБР признано виновным в нарушении требований Федерального закона РФ от 26.06.2008 N 102-ФЗ (редакция от 28.07.2012) "Об обеспечении единства измерений" и утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 N 125 (редакция от 26.11.2001) "Порядка проведения поверки средств измерений" ПР 50.2.006-94 при осуществлении деятельности в области здравоохранения", выразившемся в том, что учреждение допустило применение непроверенных (неутвержденных) средств измерений в количестве 10 единиц, " ... ".
По жалобе главного врача "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР решением Нальчикского городского суда КБР от 16 ноября 2012 года постановление от 18 мая 2012 года за N 01-29/19 о привлечении учреждения к административной ответственности отменено с прекращением производства по делу по мотиву малозначительности совершенного административного правонарушения и истечения срока давности привлечения к административной ответственности (л.д. 93-96).
В кассационной жалобе Заместитель начальника территориального отдела (инспекции) государственного надзора ЮМТУ Росстандарта Республик ЮФО и СКФО (Кабардино-Балкарская Республика) Мамбетов А.Х. просит отменить вышеуказанное решение суда, мотивируя его незаконностью и необоснованностью.
В жалобе указано, что суд, разрешая спор, не дал оценки установленным по делу обстоятельствам, имеющим существенное значение. В частности, тому, что в ходе проведения плановой проверки соблюдения Федерального закона РФ от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР, доказательств того, что " ... " прошли проверку не было предоставлено.
Старшему госинспектору Дышекову З.А. были предоставлены документы подтверждающие неисправность средств измерений, что подтверждает признание "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР выявленного государственными органами контроля и надзора нарушения. Выявленные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении от 15 мая 2012 года. При этом акт о списании хозяйственного инвентаря от 23.12.2011 года на который ссылается представитель "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР, на момент проведения проверки органами государственного надзора и контроля представлен не был.
Заявитель жалобы считает также ошибочным и вывод судьи о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Южного межрегионального территориального управления Росстандарта Бозиеву Л.Т., поддержавшую жалобу, представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики Князева П.О., просившего отклонить жалобу, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По настоящему делу эти задачи не выполнены.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку.
В силу положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3.1 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. N 125 (в ред. от 26.11.2001) (юридические и физические лица, использующие средства измерения, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку).
Пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", обязывает должностное лицо, при осуществлении федерального государственного метрологического надзора запретить применение непроверенных средств измерений.
Как установлено по делу "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР вышеуказанным постановлением от 18 мая 2012 года за N 01-29/19 привлечено к административной ответственности за нарушение требований части 1 статьи 13 Федерального закона РФ от 26.06.2008 N 102-ФЗ (редакция от 28.07.2012) "Об обеспечении единства измерений" и пункта 3.1 утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 N 125 (редакция от 26.11.2001) "Порядка проведения поверки средств измерений" ПР 50.2.006-94 при осуществлении деятельности в области здравоохранения", выразившегося в том, что учреждение допустило применение неповеренных (неутвержденных) 10 единиц средств измерений: " ... ".
Отмену данного постановления и прекращение производства по делу судья обосновал малозначительностью совершенного правонарушения и истечением срока давности привлечения "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР к административной ответственности.
В решении судьи указанные выводы мотивированы неправомерностью включения в акт проверки: " ... ", который по мнению судьи был списан по акту от 23.12.2011 года, " ... ", которые к моменту проверки не использовались и были отложены на ремонт и " ... ", также неисправных и подлежащих ремонту.
В то же время судья признал, что в действиях "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в использовании " ... ", не прошедших поверку, однако признал совершенное учреждением правонарушение малозначительным.
Вывод судьи о малозначительности совершенного учреждением правонарушения необоснован ввиду следующего.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается возможность освобождения правонарушителя от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Вместе с тем малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку.
Таким образом, административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.19 Кодекса, посягает на интересы государства в области порядка управления. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу и не наступление вредных последствий в результате применения средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку не являются обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.
Не основаны на законе и вывод судьи об истечении срока давности привлечения "ГБУЗ ЦПБ со СПИДом и ИЗ" МЗ КБР к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Общим объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения в сфере обеспечения единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона РФ от 26.06.2008 N 102-ФЗ (редакция от 28.07.2012) "Об обеспечении единства измерений" данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются, в том числе при осуществлении деятельности в области здравоохранения. К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании ( пункты 4, 5, 6).
То обстоятельство, что обеспечение единства измерений предполагает регулирование отношений и в области технического регулирования подтверждается и пунктом 1.1 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 N 125 (ред. от 26.11.2001), в соответствии с которым поверка средств измерений это совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.
При рассмотрении настоящего административного дела суд в нарушение требований 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положений статей 26.2, 26.11 Кодекса не дал оценки вышеуказанным обстоятельствам.
Учитывая данное обстоятельство, невыполнение судом при рассмотрении настоящего дела требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, являющееся существенным нарушением процессуальных требований, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса влечет отмену решения судьи районного суда от 28 сентября 2012 года и направление дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует устранить допущенные нарушения и в соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях сделать правильный вывод о виновности либо невиновности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики в совершении административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 ноября 2012 года по делу об административном правонарушений, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Судья Бабугоева Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.