Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоева А.А.
судей Созаевой С.А. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Шувалове В.А.
с участием: представителя прокуратуры КБР Мокаева ФИО17 и представителя СУ СК России по КБР Шашева ФИО18
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по заявлению Прокурора КБР о признании незаконным бездействия следственного управления Следственного комитета России по КБР, выразившееся в непредставлении документов; обязании следственного управления Следственного комитета России по КБР исполнить законные требования прокурора путем предоставления необходимых сведений, документов в рамках проверки соблюдения требований Федеральных законов от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции",
по апелляционному представлению Прокурора КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 5 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор КБР обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия следственного управления Следственного комитета России по Кабардино-Балкарской Республике, выразившееся в непредставлении документов; обязании следственного управления Следственного комитета России по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту СУ СК России по КБР) исполнить законные требования прокурора путем предоставления необходимых сведений, документов в рамках проверки соблюдения требований Федеральных законов от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой КБР 06.05.2013г. 07.05.2013г. и 10.06.2013г., в адрес руководителя СУ СК РФ по КБР направлены требования о предоставлении необходимых документов для проведения проверок исполнения требований Федеральных законов от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Указанными запросами истребованы документы в части проведения СУ СК России по КБР процедур закупок (аукционы, конкурсы, котировки), документы, подтверждающие заключение и фактическое исполнение государственных контрактов, фактическая оплата по контрактам, сведения о государственных служащих, включенных в перечень должностей федеральной государственной службы, сведения о лицах принятых на федеральную государственную службу и др.
13.05.2013г., 14.05.2013г. и 17.06.2013г. в прокуратуру КБР из СУ СК России по КБР поступили ответы за исх.N N, N N об отказе в предоставлении запрашиваемой информации. В представлении материалов и документов СУ СК России по КБР отказано в связи с тем, что Следственный комитет не относится к органам федеральной исполнительной власти, полномочия органов прокуратуры по надзору за исполнением законов распространяются исключительно на деятельность Следственного комитета, регулируемую уголовно-процессуальным законодательством.
Указанные действия (бездействие), выразившиеся в отказе предоставления требуемых документов являются незаконными, препятствуют осуществлению функций надзора, возложенных на прокуратуру законом.
Так, в соответствии со ст. 1, 44 Федерального закона от 28.12.2010 N403-ФЗ "О Следственном комитете РФ" Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете РФ и иными нормативными правовыми актами Президента РФ.
Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
В соответствии с Указом Президента РФ от 14.01.2011 N38 "Вопросы деятельности Следственного комитета РФ" Следственный комитет осуществляет полномочия, в том числе и по осуществлению функции государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов Следственного комитета, а также по жилищному строительству, по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Право Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ предусмотрено и частью 3 статьи 67 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Согласно пунктам 3 и 7 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 13.03.2012 N297 Генеральному прокурору РФ и подчиненным ему прокурорам поручено уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней, усилить надзор за исполнением законодательства, в том числе о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 07.12.2007 N195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов реализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Кроме этого, Федеральный закон от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 N2202-1 прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Помимо этого, в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 09.02.2012 N39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета РФ вне уголовно-процессуальной сферы" прокурорам субъектов РФ, городов и районов поручено обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, в том числе за исполнением: бюджетного законодательства при осуществлении материально-технического и финансового обеспечения деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета; законодательства в процессе осуществления Следственным комитетом функций государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включая функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов Следственного комитета, а также по жилищному строительству; законодательства о собственности в отношении закрепленных за Следственным комитетом объектов административного, социально-бытового и хозяйственного назначения, обращая особое внимание на пресечение злоупотреблений и хищений, нецелевое использование федерального имущества; законодательства о противодействии коррупции, включая антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Следственного комитета и др.
В нарушение указанных выше требований действующего законодательства, СУ СК России по КБР информацию и документы, необходимые для проведения прокуратурой проверки соблюдения требований Федеральных законов от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" не представило.
Нарушения требований закона со стороны СУ СК России по КБР, выразившиеся в отказе предоставления требуемых документов препятствуют осуществлению функций надзора, возложенных на прокуратуру законом.
СУ СК России по КБР подало возражение, в котором просило в удовлетворении заявления Прокурора КБР отказать.
В возражении указано, что требования заявителя являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
Планируя проверки исполнения требований Федеральных законов от 21.07.2004г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" прокуратура КБР исходила из того, что Следственный комитет РФ является федеральным органом исполнительной власти.
Отказ следственного управления Следственного комитета РФ по КБР в предоставлении запрошенной информации основан на отсутствии у органов прокуратуры соответствующих полномочий для проведения указанных проверок, что подтверждается нижеприведенной правовой позицией.
В соответствии со статей 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-01 "О прокуратуре РФ" предметом надзора органов прокуратуры является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Данный перечень органов и должностных лиц, на которых распространяются надзорные полномочия органов прокуратуры, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Следственный комитет РФ и образующие его систему следственные органы в указанный перечень не входят.
Правовой статус Следственного комитета РФ определен Федеральным законом от 28.12.2010г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ".
Статьей 1 Федерального закона "О Следственном комитете РФ" установлено, что Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Таким образом, законодателем установлен особый правовой статус Следственного комитета РФ, который не позволяет отнести его к федеральным органам исполнительной власти.
Следует указать, что система и структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 21.05.2012г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", которым Следственный комитет РФ к числу федеральных органов исполнительной власти также не отнесен.
На особый правовой статус данного государственного органа указывает и то обстоятельство, что руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ (п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона N 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ").
Конституцией РФ (ст. 10) установлено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Непосредственно государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст.11 Конституции РФ).
Президент РФ - глава государства, не входит прямо ни в одну из ветвей государственной власти согласно принципу разделения властей (ст. 80 Конституции РФ). Особенности положения Президента в системе разделения властей связаны прежде всего с его статусом главы государства и гаранта Конституции, призванного обеспечивать согласованное взаимодействие органов государственной власти, а также с его деятельностью, определяемой ст. 80 Конституции.
Очевидно, что при изложенных обстоятельствах, возглавляемый Президентом РФ федеральный государственный орган власти - Следственный комитет РФ, не может быть отнесен к исполнительной власти.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона, надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Данная норма непосредственно корреспондирует к статье 29 главы 3 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-01 "О прокуратуре РФ", регламентирующей вопросы осуществления надзора за исполнением законов органами предварительного следствия при осуществлении уголовно - процессуальной деятельности.
Полномочия прокурора в уголовно-процессуальной деятельности, в том числе в отношении следователя, руководителя следственного органа определены статьей 37 УПК РФ и являются исчерпывающими.
Из изложенного следует однозначный вывод о том, что полномочия прокурора, осуществляемые им в рамках надзора за исполнением законов (глава II Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-01 "О прокуратуре РФ", в том числе вызов для дачи объяснении по поводу нарушений законов; возбуждение производства об административном правонарушении; принесение протестов; внесение представлений об устранении нарушений законов), никоим образом не распространяются на сферу надзора за предварительным следствием, проводимым Следственным комитетом РФ.
Не оспаривая обязанность органов прокуратуры исполнять поручения, изложенные в п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 13.03.2012г. N 297, следует признать, что исполнение данных поручений возможно исключительно в рамках действующего правового поля, включающего в себя и вышеперечисленные федеральные законодательные акты.
Принцип законности является конституционным принципом, определяющим действие всех органов государственной власти (в т.ч. прокуратуры) и их должностных лиц (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в связи с чем эти органы и должностные лица вправе осуществлять свои полномочия исключительно на основании Конституции РФ и федеральных законов.
На отсутствие у органов прокуратуры полномочий осуществлять надзор за внепроцессуальной деятельностью Следственного комитета указывает и разработка Генеральной прокуратурой РФ проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"".
30.11.2012г. депутатами Государственной Думы Федерального собрания РФ Хинштейном А.Е., Поневежским В.А. внесен аналогичный законопроект, предусматривающий включение Следственного комитета в перечень органов учреждений и организаций, в отношении которых возможно осуществление органами прокуратуры иных надзорных функций.
На указанный законопроект Государственно-правовым управлением Администрации Президента РФ 09.01.2013г. за N А6-28 дано отрицательное заключение.
При таких обстоятельствах, каких-либо правовых оснований для предоставления указанной в запросе прокуратуры КБР информации не имелось и не имеется.
В возражении просьба обратить внимание суда также и на следующие обстоятельства.
Федеральным законом от 17.01.1992г. N 2202-01 "О прокуратуре РФ" установлены конкретные пределы реализации прокурорами своих полномочий в сфере надзора за исполнением законов.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре РФ" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Таким образом, законодателем установлены обязательные условия для проведения проверки, а именно: прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона; содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов, и требуется принятие мер непосредственно прокурором.
Вместе с тем, запросы прокуратуры КБР от 06.05.2013г. N 7-46-2013, 07.05.2013г. N7/18-2013 и 10.06.2013г. N 86/14-2013 не содержат данных о ставших известными органам прокуратуры фактах нарушений действующего законодательства должностными лицами следственного управления Следственного Комитета РФ по КБР.
Запрашиваемая прокуратурой КБР информация (в рамках проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции) относится к категории персональных данных, порядок и условия, обработки которых регламентированы Федеральным законом от 27.07.2006г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (в ред. Федерального закона от 05.04.2013г. N 43-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3, части 4 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных (т.е. действия с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, уничтожение персональных данных) осуществляется исключительно с согласия субъекта персональных данных.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2010г, N 403-ФЗ "О следственном комитете РФ", на сотрудников Следственного комитета распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
При этом, частью 1 статьи 88 Трудового кодекса РФ установлен запрет на передачу работодателем персональных данных работника третьей стороне без письменного согласия работника за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Сотрудниками следственного управления отказано в даче согласия на предоставление своих персональных данных третьей стороне.
Непосредственно вопросы, связанные с проверкой достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, урегулированы Положением "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009г. N 1065, принятым во исполнение Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно пункту 7 Положения, кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, по решению руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа, осуществляют проверку: достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального государственного органа или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы; соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, требований к служебному поведению.
При этом, согласно пункту 10 Положения, основанием для осуществления проверки, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой РФ; общероссийскими средствами массовой информации.
Приказом Председателя Следственного комитета РФ от 18.05.2011г. N 92 "Об утверждении порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Следственном комитете РФ" утвержден прилагаемый порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера в Следственном комитете РФ в соответствии с которым государственные служащие системы Следственного комитета и граждане, претендующие на замещение таких должностей, отчитываются о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных, а также супругов и несовершеннолетних детей).
Государственные служащие предоставляют данные ежегодно (не позднее 30 апреля), граждане - при назначении на должности.
Вся информация проверяется в установленном порядке.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных правовых норм в их взаимосвязи, следует сделать однозначный вывод о том, что федеральным законодателем органы прокуратуры не наделены полномочиями по надзору за исполнением законов Следственным комитетом РФ вне процессуальной деятельности.
В этой связи отказ следственного управления Следственного комитета РФ по КБР в предоставлении информации по запросам прокуратуры КБР от 06.05.2013г. N 7-46-2013, 07.05.2013г. N7/18-2013 и 10.06.2013г. 86/14-2013 является законным и обоснованным.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 5 июля 2013 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и подлежащим отмене в виду неправильного применения норм материального права, а также несоответствующими выводы суда, изложенные в решении, обстоятельствам дела, Прокурор КБР подал апелляционное представление, в котором просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В представлении указаны основания и выводы суда, приведенные в оспариваемом решении, по которым в удовлетворении требований отказано.
Не соглашаясь с выводами суда, в представлении излагаются вышеизложенные обстоятельства и правовые основания обращения в суд, указанные в заявлении о признании действий (бездействия) СУ СК России по КБР незаконными и возложении обязанности исполнить требования прокурора.
В нарушение перечисленных в заявлении требований действующего законодательства, СУ СК России по КБР не предоставило информацию и документы, необходимые для проведения прокуратурой проверки соблюдения требований Федеральных законов от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Нарушения требований закона со стороны СУ СК России по КБР, выразившиеся в отказе предоставления требуемых документов препятствуют осуществлению функций надзора, возложенных на прокуратуру законом.
Кроме того в представлении указывается, что основанием для обращения прокурора в суд явились следующие обстоятельства.
В соответствии с Решением выездного совещания Секретаря Совета Безопасности РФ с высшими должностными лицами субъектов РФ, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, и руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти от 31.10.2012 года, и указанием заместителя Генерального прокурора РФ Сыдорука И.И. в план работы прокуратуры КБР на 1 полугодие 2013 включены мероприятия по проверке исполнения законодательства о противодействии коррупции в правоохранительных органах КБР.
В целях сбора информации необходимой для проведения проверки, в соответствии с полномочиями предоставленными ч.1 ст.22 Федерального закона "О прокуратуре" прокуратурой КБР 06.05.2013г, 07.05.2013г. и 10.06.2013г., в адрес руководителя СУ СК РФ по КБР направлены требования о предоставлении документов, содержащих сведения о соблюдении СУ СК России по КБР законодательства о противодействии коррупции, в том числе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (Федеральных законов от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции"): о процедурах закупок (аукционы, конкурсы, котировки), документы, подтверждающие заключение и фактическое исполнение государственных контрактов, фактическую оплату по контрактам; о государственных служащих, включенных в перечень должностей федеральной государственной службы, сведения о лицах принятых на федеральную государственную службу и др.
Федеральным законодательством прокурор наделен полномочиями по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг, для государственных и муниципальных нужд", в том числе в федеральных государственных органах, к числу которых относится Следственный комитет РФ.
В соответствии с ст.ст.1,2 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О Следственном комитете РФ" Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.
Согласно ст.2 правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете РФ, а также иные нормативные правовые акты РФ.
Статьей 44 Закона о Следственном комитете РФ установлено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
В формулировке данной нормы слово "законов" используется во множественном числе, прямо говорится об использовании прокурорами полномочий, представленных федеральным, а не только уголовно-процессуальным законодательством, что в совокупности с положениями ст.2 Закона о Следственном комитете распространяет предмет надзора на сферу исполнения иных законодательных актов, являющихся правовой основой деятельности Следственного комитета.
В Главе 3 Закона "О прокуратуре" конкретизирован предмет надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и полномочия прокурора в сфере указанной деятельности этих органов (оперативно-розыскная, дознание, предварительное следствие). Нормы ст.ст. 29, 30 Закона "О прокуратуре" не ограничивают полномочия прокурора по надзору за исполнением такими органами законодательства в иных сферах.
Указ Президента РФ от 21.05.2012 N636 (ред. от 29.06.2013) "О структуре федеральных органов исполнительной власти", принят в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N2 -ФКЗ "О Правительстве РФ".
Указ содержит перечень федеральных органов исполнительной власти, руководители которых входят в Правительство РФ.
Руководитель Следственного Комитета в состав Правительства РФ не входит, что не означает наличия ограничений в осуществлении прокурорского надзора за Следственным Комитетом.
Функциональное назначение Следственного комитета аналогично назначению других органов предварительного следствия (МВД России, ФСКН России, ФСБ России), которые согласно действующему законодательству являются федеральными органами исполнительной власти. Несмотря на то, что законодатель в названии Следственного комитета использовал формулировку "федеральный государственный орган" различий в правовом статусе Следственного комитета и упомянутых органов исполнительной власти, влекущих особый порядок надзора за этим органом, не имеется, поскольку все эти органы наделены полномочиями по осуществлению уголовного преследования на досудебной стадии и возглавляются должностными лицами, назначаемыми Президентом РФ. Руководство деятельностью Следственного комитета, как и руководство деятельностью названных федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по производству предварительного следствия, осуществляет Президент РФ.
По указанным основаниям вывод суда первой инстанции о том, что предмет прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства Следственным Комитетом ограничивается полномочиями прокурора в уголовно - процессуальной деятельности, которые определены ст.37 УПК РФ и являются исчерпывающими, ошибочен.
Предоставление в прокуратуру запрашиваемых запросами от 06.05.2013 N7-46-2013, 07.05.2013 N7/18-2013 и 10.06.2013 N86/14-2013 сведений, обусловлено необходимостью соблюдения действующего законодательства по противодействию коррупции, и на основании Решения выездного совещания Секретаря Совета Безопасности РФ с высшими должностными лицами субъектов РФ, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, и руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти от 31.10.2012 года, что и было указано в запросах.
Сведения, приведенные в запросах, в достаточной мере характеризуют проводимую прокуратурой проверку, в ходе которой оказалось необходимым предоставление запрашиваемых сведений.
Закон от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных" содержит общий запрет на предоставление таких данных, однако данная норма закона направлена на защиту охраняемой информации от неправомерного использования такой информации другими лицами.
Предоставление прокурору данной информации не влечет возможности ее неправомерного использования, информация необходима исключительно для осуществления надзорных функций отнесенных к компетенции органов прокуратуры, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Запрашиваемые сведения (данные) будут использованы при проведении проверки по соблюдению требований антикоррупционного законодательства, с соблюдением требований ФЗ о защите персональных данных.
СУ СК России по КБР подало возражение на апелляционное представление, в котором просит апелляционное представление Прокурора КБР оставить без удовлетворения, решение оставить без изменения.
В возражении указано, что в представлении прокурор ставит под сомнение вывод суда о том, что Следственный комитет Российской Федерации обладает особым правовым статусом и не входит ни в одну из существующих ветвей государственной власти.
Такой вывод прокурора основан на том, что, по его мнению, функциональное назначение Следственного комитета "аналогично назначению других органов предварительного расследования (МВД России, ФСБ России, ФСКН России), которые согласно действующему законодательству являются органами исполнительной власти.
Несмотря на то, что Следственный комитет имеет статус федерального государственного органа, различий в правовом статусе Следственного комитета и упомянутых органов исполнительной власти, влекущих особый порядок надзора за этим органом не имеется, поскольку все они наделены полномочиями по осуществлению уголовного преследования на досудебной стадии и возглавляются должностными лицами назначаемые Президентом Российской Федерации. Руководство деятельностью Следственного комитета, как и руководство, деятельностью названных федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по производству предварительного расследования, осуществляет Президент Российской Федерации".
Приведенная правовая позиция прокуратуры основана на неверном толковании норм федерального законодательства.
Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации однозначно определен Федеральным законом от 28.12.2010г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и применение какой-либо аналогии права в данном случае недопустимо.
Далее в возражении на представление повторяются вышеизложенные обстоятельства и правовые основания, приведенные в возражении на заявление, на основании которых, СУ СК России по КБР полагает требования незаконными.
Кроме того указывается, что положения ч.1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливают абсолютно конкретный, исчерпывающий круг субъектов и объектов прокурорского надзора при осуществлении надзора за исполнением законов, к числу которых федеральный государственный орган Следственный комитет Российской Федерации не отнесен.
Таким образом, законодатель, изначально определив перечень субъектов прокурорского надзора, исключил возможность расширительного толкования вышеприведенной нормы закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, органы прокуратуры не наделены так называемыми "общенадзорными" полномочиями в отношении органов Следственного комитета.
Статья 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" по своему смыслу не устанавливает каких-либо новых, самостоятельных полномочий прокуратуры в области надзора за деятельностью Следственного комитета, а отсылает к соответствующему федеральному законодательству.
Непосредственно на особый правовой статус Следственного комитета Российской Федерации прямо указывает п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", согласно которой, Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.
Термин "руководство" применительно к деятельности Президента Российской Федерации предполагает осуществление последним организационных и административных функций по отношению к Следственному комитету Российской Федерации.
Президент РФ определяет его задачи, контролирует и координирует его деятельность, принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным со Следственным комитетом Российской Федерации. В рамках руководства данным органом Президент РФ наделен исключительными полномочиями назначать на должность и освобождать от должности руководителей следственных органов, утверждать его состав, численность, структуру, а также положения об основах организации и деятельности службы.
Кроме того, Президент РФ, осуществляя руководство деятельностью Следственного комитета, назначает сотрудников на должности, для которых штатом предусмотрены специальные звания высших офицеров; присваивает в установленном порядке высшие специальные звания; увольняет со службы высших офицеров.
Возглавляемый Президентом Российской Федерации федеральный государственный орган власти, в данном случае Следственный комитет Российской Федерации, не может ни при каких обстоятельствах быть признан органом исполнительной власти.
Именно к таким обоснованным выводам и пришел в своем решении от 05.07.2013г. Нальчикский городской суд.
Кроме того, в обоснование своего права проводить проверки вне процессуальной деятельности Следственного комитета, прокурор ссылается на приказ Генерального прокурора РФ от 09.02.2012 N 39 "Об организации прокурорского надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-правовой сферы", различные планы работы прокуратуры КБР, а также на необходимость исполнения поручений. изложенных в п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 г. N297.
Не оспаривая право прокурора издавать ведомственные, локальные правовые акты, составлять планы работы, исполнять организационно-распорядительные документы Президента РФ необходимо отметить, что их реализация обязана происходить исключительно в рамках действующего правового поля, т.е. с соблюдением принципа законности, и именно в порядке, установленном Федеральным законом от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.21, ст.22).
Законодателем установлены обязательные условия для проведения проверки, а именно: прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона; содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов, и требуется принятие мер непосредственно прокурором.
Вместе с тем, запросы прокуратуры КБР не содержат данных о ставших известными органам прокуратуры фактах нарушений действующего законодательства должностными лицами СУ СК России по КБР.
Таким образом, исходя из системного анализа правовых норм в их взаимосвязи, следует сделать однозначный вывод о том, что федеральным законодателем органы прокуратуры не наделены полномочиями по надзору за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации вне процессуальной деятельности.
В этой связи, отказ следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в предоставлении информации по запросам прокуратуры КБР является законным и обоснованным, на что и указанно в решении Нальчикского городского суда от05.07.2013года.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела объективно и полно исследованы все представленные сторонами доказательства.
В их числе доказательства, подтверждающие правовую позицию следственного управления СК России по КБР, а именно переписка между Генеральной прокуратурой РФ и Следственным комитетом РФ по вопросу законопроекта "О внесении изменений в ст.1 и ст.21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части наделения прокуроров надзорными полномочиями за вне процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации"; проект Федерального закона "О внесении изменений в Федерльный закон "О прокуратуре Российской Федерации", представленного депутатом Государственной Думы Российской Федерации; официальный отзыв на законопроект Государственно-правового управления Администрации Президента Российской Федерации, в котором выражено отрицательное заключение.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав поддержавшего жалобу представителя прокуратуры КБР Мокаева А.М. и возражавшего против удовлетворения жалобы представителя следственного управления СК России по КБР - Шашева А.Х., Судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны в ст. 330 ГПК РФ к которым относятся: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права (ч.1). Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (ч.4).
Согласно материалам дела заместитель прокурора КБР, со ссылками на ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обратился в адрес руководителя СУ СК России по КБР с письмом от 6 мая 2013 года N7-46-2013 о предоставлении сведений в сфере размещения заказов за период с 2012 года по 1 мая 2013 года.
Из содержания письма следовало, что эти сведения необходимы в рамках проводимой проверки исполнения требований Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (л.д.17).
Первый заместитель руководителя следственного управления направил ответ от 13 мая 2013 года N206/21-2367-2013 об отказе в предоставлений этих сведений в связи с отсутствием каких-либо законных оснований, установленных федеральными нормативными правовыми актами, для предоставления запрошенной документации (л.д. 25).
7 мая 2013 года заместитель прокурора республики направил письмо о предоставлении информации по отдельным вопросам в рамках проводимой по заданию Генеральной прокуратуры РФ комплексной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в правоохранительных органах Кабардино-Балкарской Республике с 2012 года по текущий период 2013 года (л.д.26).
Согласно ответу от 14 мая 2013 года N218/25-238-2013-2558 в предоставлении информации отказано в связи с отсутствием каких-либо законных оснований, установленных федеральными нормативными правовыми актами, для этого (л.д. 28,29).
В связи с проводимой прокуратурой КБР проверкой исполнения требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", со ссылками на положения ст.ст. 6 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" заместитель прокурора республики, обратился в адрес руководителя СУ СК России по КБР с письмом от 10 июня 2013 года N86/14-2013 о предоставлении определенных сведений, указанных в обращении (л.д.14,15).
Из ответа исполняющего обязанности руководителя следственного управления от 17 июня 2013 года N 206/3033-2013 следует, что в предоставлении информации отказано в связи с отсутствием оснований (л.д.10-13).
Посчитав бездействие СУ СК России по КБР, выразившееся в непредоставлении документов незаконным, Прокурор КБР обратился в суд с указанным заявлением по изложенным в нем основаниям.
Правовая позиция СУ СК России по КБР была выражена в вышеуказанном возражении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержал правовую позицию СУ СК России по КБР и указал, что полномочия прокурора в уголовно-процессуальной деятельности, в том числе в отношении следователя, руководителя следственного органа определены статьей 37 УПК РФ и являются исчерпывающими.
Доводы СУ СК РФ по КБР о том, что контроль за деятельностью следственного управления по вопросам осуществления мер по исполнению Федеральных законов "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "О противодействии коррупции" может выполнять только Следственный комитет РФ, суд признал обоснованным.
Далее со ссылками на положения Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных", ч.1 ст. 88 ТК РФ, Положения "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009г. N 1065, суд пришел к выводу, что надзор за соблюдением в Следственном комитете РФ законодательства об исполнении его сотрудниками и федеральными государственными служащими требований Федеральных законов "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "О противодействии коррупции", то есть вне процессуальной деятельности, находится по действующему федеральному законодательству, независимо от целесообразности такого положения, вне компетенции органов прокуратуры РФ.
Вместе с тем, с такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Подпунктами 18 и 19 пункта 7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38, установлено, что Следственный комитет осуществляет и иные полномочия по осуществлению материально-технического и финансового обеспечения деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета и является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Соответственно, кроме полномочий в сфере уголовного судопроизводства Следственный комитет Российской Федерации осуществляет и иные полномочия, в том числе и по осуществлению материально-технического и финансового обеспечения деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета.
Последние полномочия возлагают на Следственный комитет Российской Федерации также и иные обязанности.
В подпункте 3 пункта 46 Инструкции о порядке ведения официального сайта Следственного комитета Российской Федерации в сети Интернет, утвержденной Приказом Следственного комитета РФ от 30.09.2011 N 141 содержится требование о публикации на сайте информации о финансово-хозяйственной деятельности СК России, в том числе и сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов (ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" следственное управление Следственного комитета России по КБР является юридическим лицом.
Соответственно, на СУ СК России по КБР возложена обязанность по соблюдению также и положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Более того, в соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации" служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, его сотрудники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу статьи 17 указанного федерального закона на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются также и ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральными законами "О противодействии коррупции", "О системе государственной службы Российской Федерации" и "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, прокуратура республики запрашивала сведения и документы в рамках проверок соблюдения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 названного Федерального закона предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Пунктом 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.02.2012 г. N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне его уголовно-процессуальной сферы" заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур указано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть за деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением Федеральных законов от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Статьей 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что при осуществлении надзора за исполнением следственными органами Следственного комитета Российской Федерации законов прокурор, проводящий данную проверку, имеет право беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения входить на территории и в помещения поднадзорного ведомства, изучать его документацию и материалы. В ходе проведения надзорных мероприятий прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц ведомства представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
При этом, в силу ст. 44 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
С учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, в том числе и положений о том, что прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, Судебная коллегия приходит к выводу, что действия прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики по проведению проверки исполнения федерального законодательства в следственном управлении Следственного комитета России по Кабардино-Балкарской Республике совершены в пределах своей компетенции и предоставленных ей законодательством Российской Федерации полномочий, а, соответственно, бездействие следственного управления Следственного комитета России по Кабардино-Балкарской Республике, выразившееся в непредоставлении документов, является незаконным.
Приведенные СУ СК России по КБР в возражении на апелляционное представление доводы, указанные выводы Судебной коллегии не опровергают.
Анализ положений статей 1 и 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что прокуратурой осуществляется надзор за соблюдением и исполнением законов государственными органами федерального уровня, к которым относится Следственный комитет РФ и его территориальные органы.
Доводы СУ СК России по КБР о том, что ч.2 ст. 21 "О прокуратуре Российской Федерации" установлены обязательные условия для проведения проверки, а именно: прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона и содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов, и требуется принятие мер непосредственно прокурором, также подлежат отклонению, поскольку из названной нормы материального права не следует, что такая информация должна иметь место в отношении конкретного территориального органа Следственного комитета РФ.
Как следует из материалов дела, прокуратура действовала на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.02.2012 N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне его уголовно-процессуальной сферы", Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 13.03.2012 N297 и Решения выездного совещания Секретаря Совета Безопасности РФ с высшими должностными лицами субъектов РФ, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, и руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти от 31.10.2012 года.
Федеральный закон "О персональных данных" является базовым законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, и определяет принципы, условия и правила обработки персональных данных (статьи 1 и 4, часть 1 статьи 6).
По смыслу части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных", обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
У Судебной коллегии нет основания не согласится с доводом заявителя о том, что предоставление прокурору данной информации не влечет возможности ее неправомерного использования, информация необходима исключительно для осуществления надзорных функций отнесенных к компетенции органов прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Более того, Федеральным законом от 23.07.2013 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных" статья 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" дополнена пунктом 2.1, согласно которому органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Не опровергает вышеуказанные выводы Судебной коллегии также и доводы СУ СК России по КБР о том, что доказательствами, подтверждающими правовую позицию следственного управления СК России по КБР, являются: переписка между Генеральной прокуратурой РФ и Следственным комитетом РФ по вопросу законопроекта "О внесении изменений в ст.1 и ст.21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части наделения прокуроров надзорными полномочиями за вне процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации"; проект Федерального закона "О внесении изменений в Федерльный закон "О прокуратуре Российской Федерации", представленного депутатом Государственной Думы Российской Федерации; официальный отзыв на законопроект Государственно-правового управления Администрации Президента Российской Федерации, в котором выражено отрицательное заключение.
Согласно представленной СУ СК России по КБР пояснительной записке к проекту, он внесен в целях устранения возникающих на практике коллизий, связанных с оценкой полномочий, предоставленных органам прокуратуры в части надзора за внепроцессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации и его территориальных органов, а не для наделения этих органов дополнительными правами или освобождения их от определенных обязанностей.
При указанных обстоятельствах, Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции принятым с неправильным применением норм материального права (ч.2 ст. 330 ГПК РФ), что в силу п.4 ч.1 статьи 330 ГПК РФ, является основанием для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 5 июля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Прокурора КБР удовлетворить.
Признать бездействие следственного управления Следственного комитета России по КБР, выразившееся в непредоставлении документов, незаконным.
Возложить на следственное управление Следственного комитета России по Кабардино-Балкарской Республике исполнить требования прокурора путем предоставления необходимых сведений, документов в рамках проверки соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Председательствующий А.А. Макоев
судьи С.А. Созаева
Р.Х. Шомахов
копия верна:
Судья Верховного Суда КБР Р.Х. Шомахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.