Судья Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики Кудрявцева Ж.В.
при секретаре Бликанове А.В.
с участием: представителя Министерства здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики Текушева А.В. (доверенность N "данные изъяты" от 24 июля 2013 года);
представителей Службы судебных приставов Ворокова М.М. (доверенность N "данные изъяты"), Мальбаховой Д.С. (доверенность N "данные изъяты" от 9 января 2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Министерства здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики по жалобе Министра здравоохранения "данные изъяты" на постановление о назначении административного штрафа и решение судьи Нальчикского городского суда от 20 мая 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Нальчикского городского отдела Управления службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Чегемова А.Х. (далее УФССП) от 12 апреля 2013 года Министерство здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики (далее Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Нальчикского городского суда от 20 мая 2013 года постановление УФССП оставлено без изменения, а жалоба Министерства - без удовлетворения.
В поступившей в Верховный суд жалобе Министр здравоохранения и курортов просит решение Нальчикского городского суда от 20 мая 2013 года отменить и принять по делу новое решение об отмене постановления о привлечения к административной ответственности Министерства, ссылаясь на то, что судьей Нальчикского городского суда не дана оценка доводам, изложенным в жалобе и что вины Министерства в неисполнении решения суда нет в связи с отсутствием должного финансирования.
В жалобе указано, что в соответствии с Перечнем мероприятий Республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 марта 2013 года N 84-ПП, на обеспечение лекарственными препаратами граждан с орфанными заболеваниями на 2013 года заложено 9022000 рублей, а для месячного обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих орфанными заболеваниями ( "данные изъяты" необходимо располагать денежными средствами в размере "данные изъяты", годовая потребность составляет
"данные изъяты" и таким образом, денежные средства, предусмотренные в Перечне для обеспечения лиц страдающих орфанными заболеваниями, в том числе и для "данные изъяты", недостаточны.
В дополнении к жалобе указано, что постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено 29 марта 2013 года, но не было вручено Министерству. В этот же день Министерству было вручено требование об исполнении решения суда в срок до 1 апреля 2013 года. При этом требование было вручено в конце рабочего дня, накануне двух выходных дней.
С учетом специфики проведения торгов, связанных с обеспечением лекарственными средствами в установленном Федеральным законодательством порядке, в выходные дни заключить контракт на приобретение для "данные изъяты" лекарственного препарата Экулизумаб (Солирис) не представилось возможным.
В жалобе указано также, что еще до предъявления исполнительного листа был объявлен аукцион в целях закупки лекарственного препарата для "данные изъяты" 6 марта 2013 года была размещена документация, дата публикации 13 марта 2013 года. Государственный контракт заключен с ООО Компания "Фармимекс" от 4 апреля 2013 года. 7 июня 2013 года размещена документация на проведение очередного аукциона, однако указанные доводы не были учтены при рассмотрении дела в Нальчикском городском суде и не принято во внимание, что Министерством принимались все зависящие от него меры для исполнения Закона.
В судебном заседании представитель Министерства жалобу поддержал, представители УФССП, полагая постановление, решение судьи Нальчикского городского суда законными и обоснованными, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Решением Нальчикского городского суда от 15 марта 2013 года по делу по иску прокурора в интересах "данные изъяты" к Правительству и Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании бездействия и возложении обязанности по принятию мер по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата, заключению контракта на приобретение лекарственного препарата, на Министерство здравоохранения возложена обязанность обеспечить "данные изъяты" препаратом Экулизумаб (Солирис) "данные изъяты" до отмены препарата лечащим врачом; заключить в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 55 ФЗ от 21 июля 2005 года N 94 контракт для оказания срочной медицинской помощи на время проведения торгов по закупке препарата для "данные изъяты"
В части принятия мер по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата, а также обеспечения "данные изъяты" препаратом Экулизумаб (Солирис) в соответствии с рекомендованными дозировками и режимом введения решение обращено к немедленному исполнению.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принципами исполнительного производства согласно статье 4 ФЗ N 229-ФЗ является, в первую очередь, законность.
В силу части 2 статьи 15 ФЗ N 229-ФЗ сроки в исполнительном производстве исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении и представленных материалов исполнительного производства, во исполнение решения Нальчикского городского суда от 15 марта 2013 года 19 марта 2013 года Нальчикским городским отделом УФССП возбуждено исполнительное производство по обращению решения суда к немедленному исполнению в части принятия мер по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственных препаратов Экулизумаб (Солирис) для "данные изъяты" в соответствии с рекомендованными дозировками и режимом введения.
Как следует из постановлении о возбуждении исполнительного производства, должнику - Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики предложено немедленно принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата для "данные изъяты" в соответствии с рекомендованными дозировками и режимом введения.
Между тем, как видно из решения Нальчикского городского суда от 15 марта 2013 года обязанность по принятию мер по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата для "данные изъяты" возложена на Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Частью 5 статьи 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
29 марта 2013 года судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и должнику направлено требование об исполнении решения суда. Срок исполнения установлен до 1 апреля 2013 года, что не соответствует указанной норме Закона, так как направляя требование накануне двух выходных дней, пристав установил заведомо неисполнимый срок исполнения.
При этом ни в постановлении о взыскании исполнительского сбора, ни в требовании не указаны, какие именно требования исполнительного листа не исполнило Министерство.
3 апреля 2013 года судебным приставом-исполнителем "данные изъяты" составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому должник не исполнил требований решения суда в установленный срок для исполнения, в связи с чем 29 марта 2013 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и направлено требование о немедленном исполнении решения суда до 1 апреля 2013 года. Как указано в протоколе, в пределах нового срока, установленного должнику, требование, содержащееся в исполнительном документе, не исполнено. Действия Министерства здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики квалифицированы по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, кроме указания даты, места его составления, должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол, сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указываются место, время совершения административного правонарушения и событие административного правонарушения. Перечисленным требованиям протокол об административном правонарушении от 3 апреля 2013 года не соответствует. Событие, дата совершения административного правонарушения не описаны. Между тем, согласно решению Нальчикского городского суда обязанность по принятию мер по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата Экулизумаб (Солирис) для "данные изъяты" была возложена на Правительство Кабардино-Балкарской Республики, однако, ссылаясь на решение суда, судебный пристав-исполнитель эту обязанность изложил в протоколе в отношении Министерства.
В постановлении о наложении административного штрафа от 12 апреля 2013 года также отсутствуют описание события и время совершения административного правонарушения.
В своем объяснении к протоколу об административном правонарушении, представитель Министерства просил перенести срок рассмотрения дела до 9 апреля 2013 года, ссылаясь на проведение мероприятий по закупке лекарственного препарата для "данные изъяты" (л.д.5-6). Доводы представителя Министерства не были приняты во внимание.
В суд представлена копия письма Министра здравоохранения от 4 апреля 2013 года к Министру экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, в котором сообщается, что 4 апреля 2013 года был заключен Государственный контракт с целью приобретения препаратов для обеспечения бесперебойного лечения льготных больных. Сообщается также, что по итогам проведенных в конце марта 2013 года открытых аукционов в электронной форме не было подано ни одной заявки.
Как видно из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопроса о целесообразности проведения закупок лекарственных препаратов для экстренного обеспечения населения от 29 марта 2013 года, комиссия по результатам проведенного мониторинга обеспечения больных, в целях исключения осложнений, связанных с нарушением периодичности приема, приняла решение об осуществлении экстренной закупки медикаментов : "Солирис", "Тасигна", "Актемра".
В материалах дела об административном правонарушении имеется письмо Министра здравоохранения, датированное 23 апреля 2013 года и адресованное Председателю Правительства Кабардино-Балкарской Республики, в котором ставился вопрос о дополнительном финансировании расходов на приобретение лекарственных препаратов для лечения больных (л.д. 18-22).
Как видно из материалов дела, до вынесения постановления о назначении наказания, 4 апреля 2013 года Министерством был заключен контракт на поставку Солириса для "данные изъяты" за счет централизованных средств для нужд Министерства. Цена контракта "данные изъяты". Контрактом предусмотрена поставка товара в Государственное казенное учреждение "Аптечный склад" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики в течение 10 дней с даты подписания Контракта (л.д.48-58).
В жалобе, направленной в Нальчикский городской суд, представитель Министерства указывал, что Министерством принимаются все меры для исполнения требований исполнительного листа и что 4 апреля 2013 года был заключен контракт на поставку препарата Экулизумаб (Солирис) для "данные изъяты" (л.д.2).
При рассмотрении жалобы Министерства на постановление о назначении административного наказания, судья Нальчикского городского суда не дал оценку не только доводам жалобы, но и перечисленным недостаткам процессуальных документов. Неверно изложено в решении судьи Нальчикского городского суда объяснение представителя юридического лица в протоколе об административном правонарушении: в решении судья сослался на объяснение представителя Министерства, указав, что тот заявил о том, что процедура закупки лекарственного препарата не представляется возможным, и потому он просил перенести рассмотрение дела до 9 апреля, в то время, как в объяснении представителя Министерства указано на невозможность проведения процедуры закупки лекарственного препарата в установленный судебным приставом- исполнителем в срок до 1 апреля 2013 года. В объяснении указано и на то, что Министерством проводятся мероприятия по закупке препарата. Не дана оценка и тому обстоятельству, что устанавливая срок исполнения требований исполнительного листа, судебный пристав-исполнитель предъявил должнику неисполнимое требование, поскольку заключение государственного контракта в нерабочие дни невозможно.
Не установив всех обстоятельств дела, судья Нальчикского городского суда указал в решении, что и 9 апреля 2013 года решение суда не исполнено, тогда как к тому времени Государственный контракт на поставку лекарственного препарата для "данные изъяты" был уже заключен.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность при условии, что должником не исполнено содержащееся в исполнительном документе требование в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. С учетом, что установление срока исполнения "до 1 апреля 2013 года", то есть в нерабочие дни, не соответствует части 2 статьи 15 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о назначении административного наказания подлежит отмене.
Принимая во внимание допущенные при производстве дела существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи Нальчикского городского суда также подлежит отмене, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено, а производство по делу - прекращению
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление начальника Нальчикского городского отдела Управления службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике от 12 апреля 2013 года, решение судьи Нальчикского городского суда от 20 мая 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики отменить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.
Производство по делу прекратить.
Судья Верховного суда
Кабардино-Балкарской Республики Ж.В. Кудрявцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.