Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дзыба З.И.
судей Дубовцевой А.Н., Карасовой Н.Х.
при секретаре Ткачевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Накоховой Т.А. об оспаривании решения мэрии муниципального образования г.Черкесска
по апелляционной жалобе мэрии муниципального образования г.Черкесска на решение Черкесского городского суда КЧР от 12 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дубовцевой А.Н., объяснения представителя мэрии муниципального образования г.Черкесска Кремень М.И., представителя Накоховой Т.А. Аджиевой И.А. и представителя Министерства труда и социального развития КЧР Хачукова М.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Накохова Т.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать действия мэрии муниципального образования г.Черкесска, выразившиеся в отказе в принятии Накоховой Т.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными и обязать мэрию муниципального образования г.Черкесска поставить Накохову Т.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В обоснование заявления Накохова Т.А. указала, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны "ФИО", умершего "дата". Вместе с семьей - дочерью "ФИО"1., зятем "ФИО"2., внуком "ФИО"3. с супругой "ФИО"4. и правнуком "ФИО"5 - она проживает в жилом доме общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ее дочери "ФИО"1 (2\3 доли) и зятю "ФИО"2 (1\3 доля).
Данный жилой дом был приобретен в собственность в равных долях Накоховой Т.А., "ФИО"1 и "ФИО"2. на основании договора от 15 июля 1997 года в обмен на принадлежавшую им ранее трехкомнатную квартиру. Впоследствии в 2010 году Накохова Т.А. подарила свою долю жилого дома дочери "ФИО"1., однако при этом продолжала проживать в данном доме вместе с дочерью и ее семьей.
17 января 2013 года Накохова Т.А. обратилась в мэрию муниципального образования г.Черкесска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако в удовлетворении заявления ей было отказано по тем основаниям, что в 2010 году она совершила намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, подарив дочери 1\3 долю жилого дома.
Решением Черкесского городского суда от 12 июля 2013 года заявленные Накоховой Т.А. требования удовлетворены, суд признал решение мэрии муниципального образования г.Черкесска об отказе в принятии Накоховой Т.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и обязал мэрию поставить Накохову Т.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
На данное решение мэрией муниципального образования г.Черкесска подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения Черкесского городского суда от 12 июля 2013 года и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. В частности, установленные судом обстоятельства не соответствуют действительности; не ясно, какой именно отказ мэрии признан незаконным; суд необоснованно признал членами семьи Накоховой Т.А. внука с супругой и правнука.
В возражениях на апелляционную жалобу Накохова Т.А. просила оставить решение Черкесского городского суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии муниципального образования Кремень М.И. поддержал доводы апелляционной жалобы и просил ее удовлетворить.
Представитель заявителя Аджиева И.А. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, представитель Министерства труда и социального развития КЧР Хачуков М.Ю. оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Заявитель Накохова Т.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, но в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Черкесского городского суда.
Согласно пунктам 1-2 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением мэрии муниципального образования г.Черкесска от 6 ноября 2009 года N 1377 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилищном фонде" установлен размер учетной и предоставляемой нормы площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в городе Черкесске 15,0 кв. м.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Накохова Т.А. постоянно проживает в жилом доме общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенном по адресу: "адрес" (л.д.6, 88-89).
Указанный дом был приобретен в собственность в равных долях Накоховой Т.А., "ФИО"1 и "ФИО"2. по договору мены от 15 июля 1997 года, в соответствии с которым вышеназванные лица обменяли принадлежавшую им трехкомнатную квартиру на данное домовладение (л.д. 36).
По договору дарения от 12 ноября 2010 года Накохова Т.А. принадлежащую ей 1\3 долю домовладения подарила своей дочери "ФИО"1. (л.д.37), но при этом продолжала проживать в указанном домовладении.
Таким образом, на момент обращения Накоховой Т.А. с заявлением в мэрию муниципального образования г.Черкесска в январе 2013 года она проживала в домовладении, принадлежащем на праве собственности ее дочери "ФИО"1 (2\3 доли) и супругу дочери "ФИО"2 (1\3 доля).
В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Исходя из смысла указанной нормы, Накохова Т.А. является членом семьи своей дочери "ФИО"1
Судом также установлено, что в указанном домовладении проживают сын "ФИО"1. и "ФИО"2 "ФИО"3., являющийся членом семьи собственников в силу закона, а также его супруга "ФИО"5 и малолетний ребенок "ФИО"5 "дата" года рождения, которые признаны членами семьи "ФИО"1 вступившим в законную силу решением Черкесского городского суда от 27 ноября 2012 года (л.д. 11-15, 83-89).
То есть внук заявительницы "ФИО"3., его супруга "ФИО"5 и их несовершеннолетний ребенок "ФИО"5 не признавались судом членами семьи Накоховой Т.А., как об этом указано в апелляционной жалобе. Указанные лица наряду с Накоховой Т.А. являются членами семьи собственника жилого помещения "ФИО"1
Таким образом, при установленных судом обстоятельствах в домовладении, в котором проживает заявитель, на одного человека приходится менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. : 6 = "данные изъяты" кв.м.), следовательно, Накохова Т.А. в силу п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ является нуждающейся в улучшении жилищных условий как член семьи собственника жилого помещения, обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки, установленных для семей умерших участников Великой Отечественной войны, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу пунктов 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 февраля 2010 года N 33 (в ред. от 20.06.2012 г.) утверждены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии со статьями 14-19, 21 Федерального закона "О ветеранах", предоставляется в форме субсидии на приобретение жилья в собственность (п.1 Постановления).
В соответствии с утвержденным данным Постановлением "Порядком предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" субсидия предоставляется Получателям, включенным в республиканский реестр в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (далее - постановка на учет). Формирование республиканского реестра Получателей (далее - республиканский реестр) осуществляется Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство) по дате постановки на учет на основании решения органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Накохова Т.А., "дата" года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Накохова П.С., умершего 17 июля 1989 года, и имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ "О ветеранах". Указанное обстоятельство никем не оспорено и подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела доказательствами - свидетельством о заключении брака, удостоверением участника Великой Отечественной войны Накохова П.С. и свидетельством о его смерти, удостоверением вдовы участника Великой Отечественной войны (л.д. 7, 34-35).
Накохова Т.А. трижды - 24 января 2011 года, 13 июня 2012 года и 17 января 2013 года - обращалась в мэрию муниципального образования г.Черкесска с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова участника Великой Отечественной войны (л.д. 8, 136, 138), и всякий раз получала отказы в удовлетворении ее заявлений по причине намеренных действий по ухудшению жилищных условий - дарения 1\3 доли жилого домовладения дочери "ФИО"1 (л.д. 9, 135, 137).
Решение об отказе в удовлетворении ее заявления от 17 января 2013 года обжаловано Накоховой Т.А. в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Накохова Т.А. в соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ нуждается в улучшении жилищных условий независимо от того, кто является собственником домовладения - она сама или ее дочь "ФИО"1 и отказ мэрии муниципального образования г.Черкесска в постановке ее на учет незаконен.
С учетом приведенных выше норм жилищного законодательства и установленных материалами дела обстоятельств судебная коллегия полагает указанный вывод правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение не содержит конкретных выводов о том, какой именно отказ был признан судом незаконным, судебная коллегия находит несостоятельным, так как и из содержания заявления, и из содержания мотивировочной части решения видно, что обжалуется решение об отказе, принятое 12 февраля 2013 года. Сведения о ранее поданных заявлениях и отказах были положены в обоснование доводов заявления о неправомерности действий мэрии и проверены судом при рассмотрении дела.
Также несостоятелен довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание тот факт, что Накохова Т.А., подарив дочери 1\3 долю домовладения, совершила намеренные действия по ухудшению жилищных условий с целью постановки на учет в муниципальном образовании г.Черкесска.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу статьи 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Материалами дела установлено, что Накохова Т.А. до 2010 года являлась сособственником жилого дома, в котором помимо нее проживала семья ее дочери. Накоховой Т.А. принадлежала 1\3 доля жилого дома общей площадью "данные изъяты" кв.м., но при этом в деле нет сведений о том, что 1\3 доли была выделена в натуре и Накохова Т.А. до заключения договора дарения пользовалась площадью "данные изъяты" кв.м.
Согласно материалам дела, в домовладении как до заключения договора дарения, так и после его заключения проживали Накохова Т.А., "ФИО"1 "ФИО"2., "ФИО"3., "ФИО"5 а с февраля 2011 года - новорожденный "ФИО"5
То есть указанный договор дарения не повлиял на обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, исходя из того, что Накохова Т.А. является членом семьи собственника жилого помещения "ФИО"1
Таким образом, разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Накоховой Т.А. Выводы суда являются мотивированными, подробно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам и действующему законодательству, в связи с чем оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии муниципального образования г.Черкесска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.