Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Имансакиповой А.О., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Романовой В.Н.,
с участием прокурора - Юркиной Ю.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Индивидуального предпринимателя Чубатенко А.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата", которым
удовлетворены исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Чубатенко А.А. об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства.
Обязан индивидуальный предприниматель Чубатенко А.А. предоставить в Управление Росприроднадзора по "адрес" и "адрес" отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за "дата" год.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ИП Чубатенко А.А. об обязании предоставить в Управление Росприроднадзора по "адрес" и "адрес" отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за "дата" год.
Заявленные требования мотивированы тем, что между ИП Чубатенко А.А. и ООО " "ООО"", ОАО " "ОАО"" заключены договоры на транспортировку, размещение твердых бытовых отходов, в связи с чем он обязан представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. По информации, представленной Управлением Росприроднадзора по "адрес" и "адрес", по состоянию на "дата" отчетность за "дата" год предоставлена только "данные изъяты" хозяйствующими субъектами, среди которых ИП Чубатенко А.А. отсутствует. В соответствии с пп. 15 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 года N 30, территориальные органы Росприроднадзора регистрируют отчетность, предоставленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства и ведут учет и контроль отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов при администрировании платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов. Таким образом, представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов необходимо для осуществления указанным органом его законной деятельности. Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ИП Чубатенко А.А. нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную природную среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11, 39 ФЗ от 01 января 2002 года "Об охране окружающей среды".
Суд вынес решение, с которым не согласился ИП Чубатенко А.А., в жалобе просит отменить решение суда.
Жалоба мотивирована тем, что ИП Чубатенко А.А. хозяйственная деятельность осуществляется на основании безотходной технологии, исключающей образование отходов производства и потребления, а также не осуществляется деятельность в области обращения с отходами и отсутствует в собственности специализированный объект (полигон) для размещения отходов. Истцом не было представлено доказательств того, что отходы принадлежат ответчику, поскольку ИП Чубатенко А.А. является арендатором только помещения, а предметом договора на вывоз твердых бытовых отходов являлся мусор гражданских лиц из установленного мусорного бачка (урны). В жалобе ссылается на п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ. Вынесенным решением суд косвенно заставляет произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ИП Чубатенко, поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, прокурора Юркину Ю.Ю., полагавшую решение подлежащим оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не были допущены нарушения норм процессуального и материального права.
Из материалов дела установлено, что Чубатенко А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в процессе его деятельности образуются твердые бытовые отходы.
Наличие отходов от деятельности ИП Чубатенко А.А. подтверждается заключенными договорами на сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов N от "дата", на размещение и утилизацию твердых бытовых отходов N от "дата", а также платежными поручениями, свидетельствующими о том, что ИП Чубатенко А.А. осуществляет плату за вывоз и утилизацию мусора.
Согласно письму Управления Росприроднадзора по "адрес" и "адрес" от "дата", ИП Чубатенко А.А., осуществляя хозяйственную деятельность, не предоставил в Управление Росприроднадзора по "адрес" и "адрес" отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за "дата" год.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Прекращение в полном объеме эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуют отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 22 мая 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Согласно п. 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 557 от 08 июня 2006 года "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", срок уплаты указанного платежа установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ИП Чубатенко А.А. в полном объеме, всесторонне и полно проанализировал материалы дела, вынес обоснованное и законное решение.
Доводы жалобы о том, что ИП Чубатенко А.А. хозяйственная деятельность осуществляется на основании безотходной технологии, исключающей образование отходов производства и потребления, не осуществляется деятельность в области обращения с отходами и отсутствует в собственности специализированный объект (полигон) для размещения отходов апелляционная коллегия находит необоснованными, так как материалы дела с достоверностью не подтверждают данные обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не было представлено доказательств того, что отходы принадлежат ответчику, поскольку ИП Чубатенко А.А. является арендатором только помещения, а предметом договора на вывоз твердых бытовых отходов являлся мусор гражданских лиц из установленного мусорного бачка (урны), а также применение п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, не соответствуют материалам дела, поскольку судом первой инстанции установлено, что ИП Чубатенко А.А. заключил договоры с ООО " "ООО"" на сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов N от "дата", с ОАО " "ОАО"" на размещение и утилизацию твердых бытовых отходов N от "дата", и производил оплату в соответствии с платежными поручениями, что свидетельствует об образовании твердых бытовых отходов в деятельности ИП Чубатенко А.А.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Чубатенко А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий - Э.В. Ялбакова
Судьи - А.О. Имансакипова, С.А. Шинжина
Копия верна:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.