Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Голубевой И.В. Турумтаевой Г.Я.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Гафуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Уфы РБ Темирбулатовой Э.И. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 июня 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Октябрьского района города Уфы, действующего в интересах Яхиной Р.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Яхиной Р.Р. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах Яхиной Р.Р., обратился в суд с иском к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Уфы РБ проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов. В результате данной проверки установлено, что распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N ... от дата Яхина Р.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Однако в нарушение действующего законодательства Яхиной Р.Р. по достижении 18-летнего возраста и окончании пребывания в учреждении профессионального образования ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Яхиной Р.Р. на жилье. Прокурор просит обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Яхиной Р.Р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Уфы РБ Темирбулатовой Э.И. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что Постановлением Правительства РБ от 08.04.2013г. N 142 полномочия по разработке и внесению на утверждение Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения специализированного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на Министерство земельных и имущественных отношений РБ совместно с Госстроем РБ. В настоящее время данный порядок не утвержден. Полагает, что права ... Администрацией городского округа город Уфы РБ не нарушены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Яхину Р.Р., прокурора Замалетдинову Л.И., судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Яхиной Р.Р. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Яхиной Р.Р. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, Яхина Р.Р. родилась дата в адрес, в графе "отец" указан " Я.", а в графе "мать" указана " Я.", что подтверждается копией свидетельства о рождении серии N ... от дата.
Установлено, что мать Яхиной Р.Р. - Я. умерла дата, что подтверждается свидетельством о смерти серии N ... N ... от дата, а отец Я. лишен в отношении нее родительских прав решением ... районного суда РБ от дата.
Установлено, что Яхиной Р.Р. дата года рождения, оставшейся без попечения родителей, на основании Постановления главы администрации адрес РБ N ... от дата был назначен опекун К., этим же постановлением пунктом 2 за Яхиной Р.Р. закреплено жилое помещение: адрес.
Впоследствии, Постановлением главы администрации адрес РБ N ... от дата Постановление администрации адрес N ... от дата отменен пункт 2 о закреплении за Яхиной Р.Р. жилого помещения: адрес.
Согласно справке, предоставленной ГОУ ... , Яхина Р.Р. обучается по ... форме в указанном образовательном учреждении.
В соответствии со справками, предоставленными ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Яхина Р.Р. собственником объектов недвижимости не является.
Распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N ... от дата Яхина Р.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно справке о регистрации Яхина Р.Р. в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: адрес.
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени Яхиной Р.Р. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан ... по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) ...
Судом правильно установлено, что Яхина Р.Р. имеет право на обеспечение её вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа адрес", площадью не ниже ... кв.м.
При этом возникновение права на получение жилья, связано с окончанием пребывания Яхиной Р.Р. в любом образовательном учреждении, а не во всех учреждениях такого рода, независимо от факта её прохождения в другом образовательном учреждении.
Как правильно указал суд, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией ГО г. Уфа за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО г. Уфа, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с дата, Яхина Р.Р. имеет право на обеспечение её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку правоотношения между истцом и ответчиком по предоставлению истцу жилого помещения возникли до дата, истец была включена в список, нуждающихся в жилых помещениях до дата. Таким образом, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло у истца до дата.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора адрес, действующего в интересах Яхиной Р.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГО г. Уфы РБ Темирбулатовой Э.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Голубева И.В.
Турумтаева Г.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.