Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.
судей Таратановой Л.Л.
Хамидуллиной Э.М.
при секретаре А.И.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Свидерского Н.А., Свидерской А.И., Свидерского А.Н., Соколовой Л.А., Мокрушиной К.И., Поезжаловой П.Н., Администрации муниципального района Иглинский район РБ на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 09 июля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Жарковой ... , Жаркова ... , Жаркова ... о возмещении материального ущерба в связи с утратой имущества первой необходимости удовлетворить.
Взыскать в равных долях с Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу Жарковой ... , Жаркова ... , Жаркова ... сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... руб. на каждого.
Взыскать в равных долях с Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу Жарковой Нины Ивановны расходы по оплате госпошлины в размере ... руб.
В удовлетворении исковых требований, Свидерской ... , Свидерского ... , Свидерского ... , Соколовой ... , Поезжалова ... , Макрушиной ... Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о возмещении материального ущерба в связи с утратой имущества первой необходимости о возмещении материального ущерба в связи с утратой имущества первой необходимости отказать.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жаркова Н.И., Жарков А.С., Жарков П.А., Свидерская А.И., Свидерский Н.А., Свидерский А.Н., Соколова Л.А., Поезжалов П.Н., Макрушина К.И. обратились в суд с иском к Администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о возмещении материального ущерба в связи
с утратой имущества первой необходимости.
В обоснование своих требований указал, что в результате взрыва произошедшего дата в складах войсковой части ... Министерства обороны Российской Федерации по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, адрес, причинен вред их имуществу. При этом осуществлялись выплаты, которые происходили поэтапно. Единовременная помощь была оказана по ... руб. на семью, выплаты за частично утраченное имущество от ... руб., но затем они прекратились. Истцы полагают, что они подпадают под действие Постановления Правительства Российской Федерации N750 от 13 августа 2008 года, согласно которому на каждого члена семьи полагается финансовая помощь в размере по ... руб. Из ответа прокурора истцам стало известно, что они в течение месяца после чрезвычайного происшествия не подали документы на получение денежной компенсации. При этом истцы считают, что Администрация сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан своевременно не довела им нужную информацию и просили суд взыскать с ответчика средства для выплаты материальной помощи в сумме ... руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере ... руб.
В последующем истцы уточнили свои исковые требования, в качестве соответчиков по делу указали Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и просили суд взыскать с ответчиков средства для выплаты материальной помощи по ... руб. каждому.
Определением суда от 24 мая 2013 года Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан привлечены в качестве соответчиков по делу.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, Свидерский Н.А., Свидерская А.И., Свидерский А.Н., Соколова Л.А., Мокрушина К.И., Поезжалова П.Н.в апелляционной жалобе просят его отменить, указывая на то, что судом неверно определены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела и доказательствам не дана надлежащая оценка.
Не соглашаясь с решением суда, Администрация муниципального района Иглинский район РБ в апелляционной жалобе просит его отменить в части взыскания суммы финансовой помощи в связи с утратой имущества в размере 50000 рублей на каждого в пользу Жарковых, взыскания госпошлины, указывая на то, что судом неверно определены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела и доказательствам не дана надлежащая оценка.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Жаркову Н.И., Соколову Л.А., Свидерскую А.И., действующую в своих интересах и интересах Свидерского А.Н., представителей администрации МР Иглинский район РБ - Стафееву И.А., Гизамову А.А., представителя администрации Урманский сельсовет МР Иглинский район РБ - Калкаманова Р.Б., представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ - Гирфанова А.И., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее -население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 - года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ст. 15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пункт 2 указанной Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Пунктом 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью), а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества. первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом "г" пункта 9 Правил, регулируется п. 9.2 Методических рекомендаций. В случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет 50 000 рублей.
В разделе 9 Методических рекомендаций определены документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований для выдачи единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам и оказания финансовой помощи в связи утратой имущества физическим и юридическим лицам.
При составлении списков граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации в качестве документов, удостоверяющих личность, принимаются паспорта нового образца.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 1816, в 2011 году Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий взрывов боеприпасов на складах Минобороны России, произошедших 26 мая 2011 года в адрес, выделены бюджетные ассигнования в размере ... тысяч рублей, в том числе ... тысяч рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, ... тысяч рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи утратой ими имущества первой необходимости, ... тысяч рублей на проведение аварийно-спасательных работ и ... тысячи рублей на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуированных граждан.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 мая 2011 года N 561а-р ответственным за подготовку документов для возмещения ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией, были назначены Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре совместно с Министерством ЖКХ Республики Башкортостан, Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан, Минфином Республики Башкортостан.
Судом установлено, что Администрацией сельского поселения Урманский сельсовет Иглинского района Республики Башкортостан был подготовлен список граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации произошедшей дата в селе ... муниципального района Республики Башкортостан вследствие взрыва боеприпасов на складах артиллерийского вооружения воинской части ...
Указанный список согласован начальником Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан и 22 ноября 2011 года утвержден главой администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, а выплаты должны производиться из резервного фонда Правительства РФ.
При таком положении выплаты истцам должны производиться Администрацией сельского поселения Урманский сельсовет Иглинского района Республики Башкортостан, но за счет резервного фонда Правительства РФ, как это предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 1816.
Судом установлено, что Свидерский А.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес; Соколова Л.А. - собственником жилого дома по адресу: РБ, адрес; Жарков А.С. и Жаркова Н.И.- собственниками на праве долевой собственности жилого дома по адресу: РБ, адрес, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
Из справки выданной администрацией сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района адрес РБ следует, что Жарков А.С. и члены его семьи Жаркова Н.И., Жарков П.А. зарегистрированы по адресу: РБ, адрес
Истцы Свидерская А.И., Свидерский Н.А., Свидерский А.Н., Соколова Л.А., Поезжалов П.Н., Макрушина К.И. не имеют регистрацию в с. Урман Иглинского района Республики Башкортостан, что подтверждается справкой Администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район РБ и копиями паспортов. Данное обстоятельство истцами не оспаривалось.
Как усматривается из п. 9.2.1 Методических рекомендаций, утвержденных Заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 02 ноября 2010 года, финансовая помощь в связи с утратой имущества оказывается на человека, зарегистрированного на занимаемой площади и не связана с фактом его проживания по указанному адресу.
Обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер.
Судом также установлено, что истцы Жаркова Н.И., Жарков А.С., Жарков П.А. своевременно обратились с заявлением на оказание финансовой помощи в адрес Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, при этом денежные средства не были выплачены ввиду не представления заявителями сведений о повреждении имущества первой необходимости.
Согласно п. 9.1 Методических рекомендаций единовременная материальная помощь, предусмотренная пп. "г" п. 9 Правил, имеет целевое назначение и выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения.
При этом, конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что семье Жарковых в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 июля 2012 года N999-р о выделении из бюджета республики для оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в адрес произведена выплата суммы ... руб., в жилом доме произведен ремонт на сумму ... руб., а также оказана единовременная материальная помощь в размере ... руб.
Поскольку, комиссией было проведено обследование жилого помещения расположенного по адресу: адрес, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о то, что у Жарковой Н.И., Жаркова А.С., Жаркова П.А. возникло право на получение финансовой помощи установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N750.
Судебная коллегия указывает на то, что по вине ответчика Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, истцы Жаркова Н.И., Жарков А.С., Жарков П.А. не были включены в список граждан муниципального образования Иглинский район Республики Башкортостан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, то суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Жарковой Н.И., Жаркова А.С., Жаркова П.А. о взыскании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. на каждого.
Однако, суд первой инстанции удовлетворяя указанные требования Жарковой Н.И., Жаркова А.С., Жаркова П.А. не указал из каких средств следует взыскать указанные денежные средства. Учитывая, что денежные ассигнования были выделены в 2011 году Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий взрывов боеприпасов на складах Минобороны России, произошедших дата в адрес на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 1816, суд апелляционной инстанции полагает, что необходимо взыскать указанные денежные средства с ответчика Администрации муниципального района Иглинский район РБ за счет бюджетных ассигнований, выделенных Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства РФ
Отказывая в удовлетворении исковых требований Свидерской А.И., Свидерского Н.А., Свидерского А.Н., Соколовой Л.А., Поезжалова П.Н., Макрушиной К.И. о возмещении материального ущерба в связи с утратой имущества первой необходимости, суд первой инстанции исходил из того, что у истцов отсутствует регистрация по месту жительства в с. Урман Иглинского района Республики Башкортостан, а также отсутствуют сведения о представлении ими уполномоченному органу заявлений на получение финансовой помощи.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может и полагает необходимым отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Свидерской А.И., Свидерского Н.А., Свидерского А.Н., Соколовой Л.А., Поезжалова П.Н. о возмещении материального ущерба в связи с утратой имущества первой необходимости с вынесением нового решения.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт "д" п. 9 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека);
дата на территории села адрес РБ сложилась чрезвычайная ситуация в результате взрыва боеприпасов на складах артиллерийского вооружения в войсковой части N ... , в результате которого пострадала имущество граждан, находящееся на указанной местности.
Правительством Российской Федерации было принято решение о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации произошедшей дата в адрес муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан вследствие составлены главой сельского поселения Урманский сельсовет МР Иглинский район РБ в отношении 347 человек и утверждены дата главой Администрации муниципального района Иглинский район РБ
Отказ уполномоченных органов в выплате материальной помощи был мотивирован тем, что Свидерская А.И., Свидерский Н.А., Свидерский А.Н., Соколова Л.А., Поезжалов П.Н., Макрушина К.И. не имеют постоянной регистрации по месту жительства в принадлежащих им домах, расположенных в адрес РБ, а также отсутствия сведений о представлении ими уполномоченному органу заявлений на получение финансовой помощи.
Перечень и содержание документов, обосновывающих размер единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам, закреплен в п. 8.1. Методических рекомендациях по оформлению документов для выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, разработанных в 2004 г. Департаментом территориальной политики МЧС России и отделом федеральной поддержки территорий.
Пунктом 8.1 Методических рекомендаций для оказания "Единовременной материальной помощи" предусмотрено составление Списка граждан "на получение единовременной материальной помощи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации".
Данный список утверждается руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, начальником органа управления по делам по делам ГО и ЧС субъекта Российской федерации, начальником регионального центра по делам ГО и ЧС, утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется печатями.
Пункт 8.2 Методических рекомендаций регламентирует предоставление же "Материальной помощи в связи с утратой имущества".
В Списках, дающих право на получение данного вида материальной помощи, указываются "только те граждане, которые имеют постоянную регистрацию по месту постоянного проживания (из резервного фонда производится только частичное финансирование ликвидации последствий стихийных бедствий)". Данные списки должны быть опечатаны печатью паспортно-визовой службы.
Из материалов дела следует, что жилые дома, принадлежащие Свидерскому А.Н. и Соколовой Л.А. попали в зону чрезвычайной ситуации. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Пункт 8.2 Методических рекомендаций, регламентирующий состав и содержание документов, предоставляемых для оказания "материальной помощи в связи с утратой имущества", не содержит условия для включения в Список граждан на получение материальной помощи в связи с утратой имущества" наличие регистрации по месту постоянного проживания.
Произвольное расширительное толкование данного пункта противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).
Судебная коллегия полагает установленным факт того, что Свидерский А.Н. и Соколова Л.А. являются лицами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в результате взрыва боеприпасов на складах артиллерийского вооружения в войсковой части N ... дата в адрес РБ, при этом не имеет правового значения то обстоятельство, что они на момент произошедших событий зарегистрированы не в пострадавших домах, поскольку установлен факт их проживания в указанных домах на момент взрыва боеприпасов на складах в войсковой части.
Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что указанные граждане пользуются и фактически проживали в указанный период, в принадлежащих им домах, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости, показаниями истцов. Доказательств обратного ответчиками не предоставлено.
Не подлежат удовлетворению требования истцов Свидерской А.И., Свидерского Н.А., Поезжалова П.Н. поскольку ими не представлены доказательства о наличии права собственности на недвижимое имущество в адрес РБ на момент взрыва боеприпасов на складах в войсковой части.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы Жарковой Н.И. подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере пропорциональном удовлетворяемым требованиям.
В соответствии со ст.132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Однако как усматривается из материалов дела при подаче искового заявления истцами Свидерской А.И., Свидерским А.Н., Свидерским Н.А., Соколовой Л.А., Поезжаловым П.Н., Мокрушиной К.И. в нарушение требований вышеуказанного закона не оплачены государственная пошлина. При вынесении решения судом не решены вопросы возложения оплаты указанной государственной пошлины.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым возложить оплату государственной пошлины в соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд неверно определил обстоятельства по делу, имеющее значение для дела, доказательствам, представленным сторонами, не дал полную и надлежащую оценку, что привело к неправильному вынесению данной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 09 июля 2013 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Свидерского А.Н., Соколовой Л.А., о возмещении материального ущерба в связи с утратой имущества первой необходимости отменить, и в этой части вынести новое решение, которым:
Исковые требования Свидерского ... и Соколовой ... о возмещении материального ущерба в связи с утратой имущества первой необходимости удовлетворить.
Взыскать с Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан за счет средств бюджетных ассигнований выделенных Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства РФ в пользу Свидерского ... и Соколовой ... сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... руб. на каждого.
Взыскать с Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу Жарковой Нины Ивановны расходы по оплате госпошлины в размере ... руб.
Взыскать со Свидерского Николая Алексеевича, Мокрушиной Клавдии Ивановны, Поезжалова Павла Николаевича в доход государства государственную пошлину по ... рублей.
Решение в части взыскания в равных долях с Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу Жарковой ... , Жаркова ... , Жаркова ... сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... руб. на каждого изменить, указав:
Взыскать с Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан за счет средств бюджетных ассигнований выделенных Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства РФ в пользу Жарковой ... , Жаркова ... , Жаркова ... сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... руб. на каждого.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Иглинский район РБ - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Таратанова Л.Л.
Хамидуллина Э.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.