Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Черчага С.В.
судей Киньягуловой Т.М., Свистун Т.К.
при секретаре Гариповой С.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Осинцева С.Г. - Хабибуллиной А.Ф. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Осинцева С.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа Администрации ГО г. Уфа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации незаконным, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осинцев С.Г. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ, в котором просил признать отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа от дата N О - 1668 незаконным, признать за Осинцевым С.Г. право собственности на земельный участок общей площадью 489 кв.м. по адресу: адрес.
В обоснование иска указано, что дата Осинцев С.Г. обратился в Администрацию городского округа г. Уфа с просьбой о предоставлении ему в собственность в порядке приватизации земельного участка по адресу: адрес, в связи с нахождением на нем жилого дома под литером Б. Согласно ответу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфы от дата N О - 1668 истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы. Кроме того, данный земельный участок относится к категории земель, ограниченных в обороте. Осинцев С.Г. считает отказ нарушающим исключительное право истца на оформление земельного участка в собственность в порядке приватизации, прямо предусмотренного Земельным кодексом РФ, а также Федеральным Законом "О введении в действие земельного кодекса РФ".
Осинцеву С.Г. и Ульяновой Н.Ф. на основании договора купли - продажи от дата принадлежит по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: адрес. На земельном участке с кадастровым номером N ... , площадью 489 кв.м., которому был присвоен адрес: адрес, истцом был возведен жилой дом, общей площадью 90 кв.м.
Считает, что исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. Данный порядок предусмотрен п.4 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 года N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которой граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года N 1305 - 1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Осинцева С.Г. - Хабибуллиной А.Ф. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Осинцева С.Г. - Хабибуллиной А.Ф., выслушав представителя Осинцева С.Г. - Хабибуллину А.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 14 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права N ... от дата Осинцев С.Г. является собственником 1/4 доли жилого дома по адресу: адрес на основании договора купли-продажи от дата (л.д. 12-14).
Согласно договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от дата решением Исполкома Черниковского совета депутатов трудящихся Шкурпело И.П. и Шкурпело М.П. предоставлен на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 1600 кв.м., значащийся по адрес (л.д. 15-16).
Согласно справке ГУП "Бюро технической инвентаризации РБ" N ... от дата подтверждается последовательный переход права собственности на возведенный жилой дом на указанном земельном участке, которому впоследствии был присвоен адрес: адрес, от бывших долевых собственников Шкурпело И.П., Шкурпело М.П. к настоящим собственникам: Ульяновой Н.Ф. на 1/4 долю, Осинцеву С.Г. на 1/4 долю, Решетиной Л.А. на 1/2 долю (л.д. 74-75).
Впоследствии в данном домовладении произведено межевание земельного участка, в результате которого было образовано два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером N ... , площадью 1457 +/- 13 кв.м, которому был присвоен адрес: адрес связи с нахождением на нем индивидуального жилого дома с существующим адресом, и земельный участок с кадастровым номером N ... , площадью 489 +/-8 кв.м., которому был присвоен адрес: адрес, что подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка N ... от дата и N ... от дата (л.д. 35-38).
На земельном участке с кадастровым номером N ... , площадью 489 +/- 8 кв.м. по адресу: адрес истцом был возведен жилой дом общей площадью 90 кв.м. под литом Б, сведения о котором внесены в реестр объектов капитального строительства ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РБ, выдан Кадастровый паспорт здания N ... от дата (л.д. 19-20).
дата Осинцев С.Г. обратился в Администрацию городского округа г.Уфа с заявлением о предоставлении ему в собственность в порядке приватизации земельного участка, площадью 489 кв.м. с кадастровым номером N ... , в связи с нахождением на нем жилого дома под литером Б по адресу: адрес "А" (л.д. 10).
Согласно письму Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа от дата N О-1668 Осинцеву С.Г. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации указывая, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, в связи с чем невозможно истцу предоставить указанный земельный участок в собственность (л.д. 11).
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Осинцева С.Г. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании отказа Администрации городского округа г. Уфа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N ... по адресу: адрес входит в земли, ограниченные в обороте и не может быть передан в собственность Осинцева С.Г.
Так, из кадастрового паспорта земельного участка от дата N ... по адресу: адрес видно, что он имеет кадастровый номер N ... , указанный земельный участок полностью входит в Зону: "РБ, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, 11 пояс, реестровый номер N ... ", N ... , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ" О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от дата N ... (л.д. 94).
Кроме того, в материалах дела имеется проект постановления "Об установлении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", разработанный в 1994 году Уфимским институтом "Коммуноводоканалпроект" с описанием границ первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозаборов в результате санитарно-топографического обследования зоны санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы (л.д. 58-67).
Согласно письму Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа NО 1668 от дата земельный участок по адресу: адрес находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы (л.д. 11).
Также в материалы дела представлен Проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N ... -р от дата, которым определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы. При этом из приведенных выше норм не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее указанным распоряжением отменены (л.д. 68-71).
Следовательно, само по себе отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями ныне действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зоны санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.
Согласно подп. 2.2.2.2 СанПин 2Л.4.1110-02 граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
В соответствии с. подп. 2.3.2.6. Граница 2 пояса ЗСО на водоемах на территории должна быть удалена в обе стороны на берегу на 3 или 5 км в соответствии с п.2.3.2.5. и от уреза воды при нормальном подпорном уровне на 500-1000 м в соответствии с п. 2.3.2.4.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и в лечебных целях, подтверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.41110- 02".
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110 - 02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110 - 02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима). Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно п.2.3.2.4. СанПиН 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне - осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (СанПиН 2.1.4.1110 - 02).
Согласно сообщению МУП "Уфаводоканал", земельный участок по адресу: адрес, находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы.
В 1994 году с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия источников хозяйственно - питьевого водоснабжения г. Уфы и в соответствии с санитарными правилами и нормами "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно - питьевого назначения" СанПиН 2640 - 82, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 18 декабря 1982 года N 2640 - 82 (далее - Положение), институтом "Коммунводоканалпроект" был разработан Проект "Санитарно - топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы". Данным Проектом были определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения города Уфы. вышеуказанный проект был утвержден Распоряжением Кабинета Министров РБ за N ... -р от дата, являющийся действующим правовым актом.
Границы второго пояса определяются расчетами, основанными на учете климатических особенностей местности, ее рельефа, санитарных, гидрологических или гидрогеологических условий, учитывающих надежность естественной защищенности подземных вод от загрязнения и время, необходимое для самоочищения воды.
Таким образом, спорный земельный участок по адресу: адрес находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, следовательно, отказ Администрации городского округа г. Уфа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации соответствует Закону, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Осинцева С.Г. о признании права собственности на земельный участок по адресу: адрес правильно отказано.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 18.06.2013 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Осинцева С.Г. - Хабибуллиной А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Киньягулова Т.М.
Свистун Т.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.