Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Жерненко Е.В. Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Скрипниковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Уфа РБ Темирбулатовой Э.И. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 июля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Кировского района города Уфы, действующего в интересах Бахтеева Э.Х., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Бахтееву Э.З. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района города Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах Бахтеева Э.Х., обратился в суд с иском к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование иска указал, что прокуратурой адрес РБ проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов. В результате данной проверки установлено, что распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N ... от дата Бахтеев Э.Х. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Однако в нарушение действующего законодательства Бахтееву Э.Х. по достижении 18-летнего возраста ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Бахтеева Э.Х. на жилье. Прокурор просит обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Бахтееву Э.Х. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Уфы РБ Темирбулатовой Э.И. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что Постановлением Правительства РБ от 08.04.2013г. N 142 полномочия по разработке и внесению на утверждение Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения специализированного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на Министерство земельных и имущественных отношений РБ совместно с Госстроем РБ. В настоящее время данный порядок не утвержден. Полагает, что права Бахтеева Э.Х. Администрацией городского округа город Уфы РБ не нарушены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Бахтеева Э.Х. - Сулейманову Л.В., представителя Администрации - Акчурину Л.В., прокурора Замалетдинову Л.И., судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Бахтеева Э.Х. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Бахтеева Э.Х. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, Бахтеев Э.Х. родился дата в адрес, в графе "отец" указан " Б.", а в графе "мать" указана " Н.", что подтверждается копией свидетельства о рождении серии N ... от дата (л.д.32).
Мать Бахтеева Э.Х. - Н. умерла дата, что подтверждается свидетельством о смерти серии N ... (л.д.30).
Отец Бахтеев Х.Х. лишен в его отношении родительских прав, что подтверждается решением ... городского суда адрес от дата (л.д.28-29).
Впоследствии отец Бахтеева Э.Х. умер дата, что подтверждается свидетельством о смерти серии N ... (л.д.31).
Установлено, что Бахтеев Э.Х. на основании Постановления Администрации адрес РБ от дата N ... "Об устройстве в Детский дом несовершеннолетнего Бахтеева Э.Х.", Бахтеев Э.Х. устроен в Детский дом, кроме того в п. 2 указанного Постановления за ним закреплено право проживания по адресу: адрес (л.д.25).
Постановлением ... РБ N ... от дата Бахтееву Э.Х. назначен попечитель С ... (л.д.26).
Судом установлено, что распоряжением главы местной Администрации МО адрес N ... от дата пункт 2 Постановления Администрации адрес РБ от дата N ... "Об устройстве в Детский дом несовершеннолетнего Бахтеева Э.Х." отменен (л.д.27).
В соответствии со справками, предоставленными ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, Бахтеев Э.Х. собственником объектов недвижимости не является (л.д.14, л.д.15).
Распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N ... от дата Бахтеев Э.Х. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" (л.д.22).
Также установлено, что Бахтеев Э.Х. в настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: адрес.
Между тем, до настоящего времени Бахтеев Э.Х. не обеспечен жилым помещением по договору социального найма.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан ... по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) ...
Судом правильно установлено, что Бахтеев Э.Х. окончил пребывание в образовательных учреждениях и имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08 июня 2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа", площадью не ниже 14 кв.м.
Как правильно указал суд, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией ГО г. Уфа за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО г. Уфа, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с 01 января 2013 года, Бахтеев Э.Х. имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку правоотношения между истцом и ответчиком по предоставлению истцу жилого помещения возникли до 01 января 2013 года, истец был включен в список, нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2013 года. Таким образом, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло у истца до 01 января 2013 года.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Кировского района города Уфы, действующего в интересах Бахтеева Э.Х. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО г. Уфы РБ Темирбулатовой Э.И. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Е.В. Жерненко
Ю.Ю. Троценко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.