Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Козловой Н.В.
судей Киньягуловой Т.М.
Мугиновой Р.Х.
при секретаре Аминеве И.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Лакеевой Е.А. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 мая 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Лакеевой Е.А. к Администрации городского округа г. Уфа, Управлению по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок по адресу: Республика Башкортостан, г адрес - отказать.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лакеева Е. А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, кадастровый номер N ... , общей площадью ... кв.м., указывая на то, что состоит в числе членов указанного СНТ, за ней закреплен земельный участок N N ... Решив оформить земельный участок в собственность, в 2012 году она обратилась с соответствующим заявлением в Администрацию ГО г.Уфа Республики Башкортостан. На обращение истца, в предоставлении в собственность земельного участка ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов и в частную собственность не предоставляется. Истец полагает, что вправе приобрести спорный земельный участок в собственность, в связи с чем обратилась в суд с заявленными требованиями.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истицы ставится вопрос об отмене приведенного судебного акта, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, по тем основаниям, что являясь членом общества садоводов с дата г., являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок. Указывает, что Администрация, а также суд, принимая решение в отказе в удовлетворении исковых требований ссылаются на Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р, утвердившего разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы". Однако, кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведений об установлении санитарной зоны на основании вышеназванного распоряжения Кабинета Министров РБ. При таких обстоятельствах считает, что ответчиком не представлено доказательств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и доказательств вхождения испрашиваемого земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков не имеется. Весь земельный участок СНТ " Р." площадью 26 702 кв.м. отнесен к категории земель населенных пунктов. Земельные участки NN N ... (расположенный вокруг земельного участка N N ... уже оформлены в собственность их владельцами, и решения были вынесены именно Кировским районным судом г.Уфы РБ.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Лакееву Е.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Судом установлено, что истец дата является членом СНТ " Р.", в ее пользовании находится земельный участок N N ... , с кадастровым N ... кв.м, по адресу: адрес", с разрешенным видом использования - для ведения садоводства, что подтверждается представленной членской книжкой садовода, кадастровым паспортом земельного участка (л.д.10, 14).
Согласно ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации до вступления в силу настоящего Федерального закона, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения. Согласно п. 6 указанной статьи основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Из материалов дела усматривается, что при обращенииЛакеевой Е.А. в администрацию г. Уфа с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, ответом от13.09.2012 г. ей отказано в предоставлении в собственность земельного участка, исходя из того, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы.
Согласно ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, в том числе, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
На основании п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.03.2002 года N 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.
Судом правильно установлен факт нахождения испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. При этом, довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок не находится во втором поясе, не может быть признан состоятельным ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии п.п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и нормам 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года N 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зона санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
Следовательно, отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зону санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.
В частности, проектом "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы", утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики БашкортостанN 801-р от24.07.1995 годаопределены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы, что позволяет без специальных познаний с учетом общедоступных картографических материалов достоверно определить, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы.
Кроме того, на основании Решения Совета городского округа г. Уфы Республики БашкортостанN 7/4от22 августа 2008 года"О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы Республики Башкортостан" сведения об особых условиях землепользования земельным участком (нахождение его в санитарной зоне охраны водозаборов, IIпояс) внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно 2.3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02 боковые границывторогопояса зон санитарной охраны (далее -ЗСО) от уреза воды при летне-осенней меже не должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределамивторого пояса, не достигаетводозабора(подп. 2.2.2.2 СанПин 2.1.4.1110-02).
Основными параметрами, определяющими расстояние от границвторого поясаЗСО доводозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
Таким образом, на основании полного, всестороннего исследования доказательств, суд первой инстанции достоверно установил, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, относится к землям, ограниченным в обороте. В связи с чем, оснований для признания права на приобретение земельного участка в собственность не имеется.
При таких обстоятельствах, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лакеевой Е.А. без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В.Козлова
Судьи Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.