Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А. А.,
судей Демяненко О.В., Смирновой О.В.,
при секретаре Харрасовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Киямовой Т.В. - Шафиевой Ю.А. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Киямовой Т.В. к Администрации городского округа г. Уфа, Правительству РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
Киямова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований указала, что на основании решения N ... от дата Исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР были выделены земли под плодоягодные сады по городу. Согласно акту от дата "Об отводе границ участка и красных линий в натуре" Коллективному саду N ... рабочих и служащих завода ... были отведены границы участка. Садовый земельный участок N ... площадью ... кв. м. в данном садоводческом товариществе закреплен за Киямовой Т. В. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер. Киямова Т.В. дата обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении занимаемого ею земельного участка в собственность. Однако ей было отказано в связи с тем, что указанный земельный участок расположен в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Просит признать незаконным отказ Администрации городского округа г. Уфа Управления по земельным ресурсам от дата N ... ; признать за Киямовой Т.В. право собственности на земельный участок общей площадью ... кв. м. с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: адрес.
Определением Калининского районного суда г. Уфы РБ от 13.06.2013 в качестве соответчиков привлечены Правительство РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Киямовой Т.В. - Шафиева Ю.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав, что не доказан факт нахождения земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны; решение Кабинета Министров РБ от 24.07.1995г. N 801-р не является доказательством, нахождения земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны; земельный участок удален на большее расстояние от ближайшего уреза воды, чем предусмотрено действующими санитарными правилами; указание в кадастровом паспорте "Санитарная зона охраны водозаборов II пояс" не соответствует п.п.14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ; спорный земельный участок не расположен в границах особо охраняемых природных территорий; на земельном участке отсутствуют обозначения границ второго пояса зоны санитарной охраны; указанный земельный участок был предоставлен в пользование садоводческому товариществу в дата на законном основании, поэтому как член садоводческого товарищества истица в праве его приобрести в собственность бесплатно.
Заслушав объяснения представителя Администрации ГО г. Уфа РБ Зотовой Н.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.
Статья 46 (часть 1,2) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствие с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные, единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых ... нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод ...
В силу пункта 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствий с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В силу положений пункта 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктами 1,3,4,6 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлен запрет на предоставление земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Как следует из материалов дела, на основании решения Исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР "Об отводе участков земли под плодоягодные сады рабочим и служащим организаций города" от дата N ... , акта об отводе границ земельного участка в натуре от дата. Коллективному саду N ... рабочих и служащих завода ... отведен земельный участок площадью ... га под плодоягодные сады и насаждения в них, расположенный в районе адрес.
В связи с приведением в соответствие с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" организационно-правовой формы товарищества, оно приобрело наименование Огородно-садоводческое товарищество ОАО ... о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения, что подтверждается свидетельством о постановке на налоговый учет от дата.
Киямова Т.В. является членом ОСТ ОАО ... и пользуется земельным участком с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м., под N ... , входящим в состав предоставленного товариществу земельного участка для ведения садоводства, что усматривается из членской книжки садовода, справки председателя ОСТ ОАО ... от дата
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата N ... , указанный земельный участок по адресу: адрес, расположен в зоне с особыми условиями использования территорий - санитарная зона охраны водозаборов, второй пояс, реестровый номер N ... ; зона рекреационного назначения, реестровый номер N ... , индекс Р-2.
дата представитель истца Шафиева Ю.А. обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность Киямовой Т.В. спорного земельного участка.
дата Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ Киямовой Т.В. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку он находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность и признании права собственности на него, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, вследствие чего относится к землям ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается в силу прямого указания ЗК РФ.
Судебная коллегия считает выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований законными и обоснованными.
Согласно п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии п.п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и нормам 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года N 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зона санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
Следовательно, отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зону санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.
В частности, проектом "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 года N 801-р определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы, что позволяет без специальных познаний с учетом общедоступных картографических материалов достоверно определить, что спорный земельный участок находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы.
Кроме того, на основании Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы Республики Башкортостан" сведения об особых условиях землепользования земельными участками (нахождение их в санитарной зоне охраны водозаборов, II пояс) внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно 2.3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02 боковые границы второго пояса зон санитарной охраны (далее - ЗСО) от уреза воды при летне-осенней меже не должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора (подл. 2.2.2.2 СанПин 2.1.4.1110-02).
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
Таким образом, на основании полного, всестороннего исследования доказательств, суд первой инстанции достоверно установил, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, относится к землям, ограниченным в обороте. В связи с чем, оснований для признания права собственности за истцом на земельный участок, находящиеся у нее в пользовании, не имеется.
Учитывая приведенные выше правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, спорный земельный участок находится вовтором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, относится к землям, ограниченным в обороте и предоставление его в собственность не допускается.
При таких обстоятельствах Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа письмом от дата N ... правомерно отказало Киямовой Т.В. в предоставлении в собственность спорного земельного участка. Оспариваемый истцом отказ соответствует положениям указанного выше законодательства и не нарушает прав и охраняемых законом ее интересов.
Довод апелляционной жалобы о том, что Распоряжение Кабинета Министров РБ от 24.07.1995г. N 801-р не может применяться в качестве доказательства нахождения спорного участка вовтором поясезоны санитарной охраны, является несостоятельным.
Указанный ненормативно-правовой акт утверждает границы зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы и описание этих границ в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Данное распоряжение не отменено, не признано недействительным, не противоречит положениям СанПиН 2.1.4.1110-02, Водного кодекса РФ, вступившими в действие после его принятия.
Кроме того, сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на испрашиваемый земельный участок, фрагментом схемы границ второго пояса зон санитарной охраны питьевых заборов г. Уфы, утвержденной в составе проекта "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 года N 801-р, из которых следует, что спорный земельный участок находится в санитарной зоне охраны водозаборов, II пояса.
Содержащиеся в письме Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфы РБ от дата N ... сведения о том, что земельный участок расположен на удалении 2,9 км. от р.Уфы, на которые ссылается представитель истца в апелляционной жалобе как доказательство не нахождения земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны, напротив, не опровергают установленных судом обстоятельств обратного.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не опровергают изложенных выводов, не содержат правовых оснований к отмене решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Киямовой Т.В. - Шафиевой Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А.Гизатуллин
Судьи О.В.Демяненко
О.В. Смирнова
Справка: судья Сулейманова А.Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.