Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Голубевой И.В.
Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Аминева И.Н.
при секретаре Харрасовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Белорецкой межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан Афлятуновой Ю.Р., апелляционной жалобе главы Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Миронова В.Г. на решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Исангужиной А.Р. к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан предоставить Исангужиной А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белорецкий межрайонный прокурор РБ в интересах Исангужиной А.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. В заявлении указав, что Белорецкой межрайонной прокуратурой, в связи с поступившим обращением Исангужиной А.Р. проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лиц из их числа. Проверкой установлено, что Исангужина А.Р., дата года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственником объектов недвижимости на территории адрес и адрес не является. дата постановлением администрации муниципального района Белорецкий район РБ за N ... , Исангужина А.Р. включена в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот. Вместе с тем, по настоящее время Исангужина А.Р. жилым помещением не обеспечена. Просит обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ предоставить Исангужиной А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с принятым решением, прокурор Белорецкой межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан Афлятунова Ю.Р. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить по доводам апелляционного представления, указав, что судом не принято во внимание, что согласно ст. ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Не согласившись с принятым решением, глава Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Миронов В.Г. обратился в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, вынести новое решение с определением срока исполнения решения суда, указав, что заявления Искужиной А.Р. о получении жилого помещения немедленно в Администрацию не поступало. Отказов Администрации в предоставлении жилого помещения не было. Считают, что Администрация действия по предоставлению жилых помещений для детей-сирот предпринимает. Для этого решений судов не требуется, это относится к обязанности органов местного самоуправления по закону. В связи с вынесением вышеуказанного решения суда, Администрация считает необходимым указать, что для исполнения данного решения необходимо установить разумный срок.
Помощником прокурора Белорецкой межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан Афлятуновой Ю.Р. до начала судебного заседания направлен отказ от апелляционного представления.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан ... по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) ...
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что Исангужина А.Р. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченной в соответствии с законом жилым помещением, обязанность обеспечения Исангужиной А.Р. жилым помещением должно быть возложено на администрацию муниципального района Белорецкий район РБ.
Выводы суда в этой части являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельства о рождении IX - АР N ... от дата, выданного Шигаевским сельсоветом Белорецкого района, родителями Мияровой А.Р., дата года рождения, являются Мияров Р.А. и Миярова P.P.
Решением Белорецкого районного суда от года, мать Мияровой А.Р. -Миярова P.P. лишена родительских прав.
Согласно свидетельства об установлении отцовства ?-АР N ... , выданного отделом ЗАГС по Белорецкому району и г.Белорецк дата, в отношении Мияровой А.Р. дата было установлено отцовство Исангужиным Р.А.
Согласно свидетельства о смерти ??-АР N ... , выданного Шигаевской сельской администрацией, Исангужин Р.А. дата умер.
В судебном заседании установлено, что Исангужина Р.А. обучается в ПУ N ... на ... курсе.
Согласно справки Белорецкого филиала ГУП Бюро технической инвентаризации РБ и Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений N ... от дата, собственником объектов недвижимости Исангужина А.Р. не является.
Согласно постановления главы Администрации муниципального района Белорецкий район N ... от дата, Исангужина А.Р. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени Исангужина А.Р. не обеспечена жильем.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из положений ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции от 29.02.2012г.) и обязал Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан предоставить Исангужиной А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Между тем ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции от 29.02.2012г.) вступает в силу 01.01.2013года (ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Как следует из материалов дела, Исангужина А.Р. была включена в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения до 01.01.2013г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В связи с тем, что правоотношения между истцами и ответчиком -Администрацией МР Белорецкий район РБ по предоставлению ей жилого помещения возникли до 01 января 2013 года, следовательно жилое помещение истцу должно быть предоставлено не по договору найма специализированного помещения, а по договору социального найма общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
Доводы апелляционной жалобы в остальной части правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2013 года изменить.
Обязать администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан предоставить Исангужиной А.Р. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора Белорецкой межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан Афлятуновой Ю.Р. на решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2013 года прекратить.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи И.В. Голубева
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Харькина Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.