Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отделения ИАЗ Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте Ибрагимова Т.З. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Махачкала от 19 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении должностного лица - руководителя ЗАО "Дагестанская топливная компания" Умавова М. Д.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Махачкала от 19 июня 2013 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении должностного лица - руководителя ЗАО "Дагестанская топливная компания" Умавова М.Д. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением суда, начальник отделения ИАЗ Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте Ибрагимов Т.З. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с жалобой, в которой просит указанное постановление суда отменить и принять по делу новое решение о привлечении данного лица к административной ответственности.
В обоснование жалобы указано, что в своем объяснении Умавов М.Д. подтвердил факт отсутствия у него лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, ссылаясь на то, что он ограничился имеющейся у него бессрочной лицензией на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов от 29 декабря 2007 года ЭВ-32-000362. С таким ошибочным мнением согласился и суд.
Суд так же ошибочно сослался на ст. 17 Федерального закона N128-ФЗ от 08 августа 2001 года. Данный Федеральный закон утратил свою силу в связи с принятием Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпунктом 12 пункта 1 ст. 12 которого предусмотрена деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а подпунктом 27 той же статьи указана погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В соответствие с вышеуказанным законом постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года N221 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 года N134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" утратило свою силу, и суд так же ошибочно на него сослался.
А постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N492 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
То есть, законодателем и Правительством Российской Федерации разграничили эти два различного вида деятельности: "Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте" и "эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственные работы".
Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорте 05 марта 2012 N ЛИА 4.6-32 на их обращение N703 от 14 февраля 2012 и от 19 марта 2012 NЛИА 4.6-38 на обращение N864 от 22 февраля 2012 сообщило, что в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N99-ФЗ обязательному лицензированию в области железнодорожного транспорта подлежит, в том числе, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, то есть для осуществления данного вида деятельности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны получить соответствующую лицензию.
С 18 марта 2006 г. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет лицензирование данного вида деятельности.
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте определен в Административном регламенте, утвержденном Министерством транспорта приказом от 18 августа 2008 N133.
Лицензии, выданные другими органами исполнительной власти, не дают права осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В судебном заседании в Верховном суде РД начальник отделения ИАЗ Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте Ибрагимов Т.З. поддержал свою жалобу и просил её удовлетворить по основаниям, указанным в жалобе.
В судебном заседании в Верховном суде РД руководитель ЗАО "Дагестанская топливная компания" Умавов М.Д., его представитель Абдуллаев З.З. и адвокат Шерипова З.А. просили оставить постановление суда без изменения, жалобу начальника отделения ИАЗ Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте Ибрагимова Т.З. - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Так, в силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которым настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" (в редакции от 28.07.2012 года) лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 года лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статьёй 12 вышеуказанного Федерального закона предусмотрен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, в том числе п. 12 ч. 1 указанной статьи предусмотрена эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а п. 27 - погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Согласно протоколу об административном правонарушении ЗАО "Дагестанская топливная компания" осуществляло выгрузку "сжиженного газа" на подъездных путях ст. Тарки с железнодорожных цистерн без специального разрешения, то есть без лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Как усматривается из свидетельства о регистрации от 10.12.2012 г. ЗАО "Дагестанская топливная компания" зарегистрирована в Государственном реестре РФ как опасный производственный объект под NА 32-00885.
ЗАО "Дагестанская топливная компания" имеет лицензию N ЭВ-32-000362 от 29.12.2007 г. на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов.
В приложении к указанной лицензии перечислены виды работ (услуг), выполняемых в составе эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в том числе хранение и транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определённых приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности производственных объектов".
Транспортирование включает в себя процессы слива-налива (погрузки-выгрузки) опасных веществ как часть единого производственного технологического процесса обращения опасных веществ на опасных производственных объектах.
Как правильно установлено судом первой инстанции погрузочно-разгрузочная деятельность ЗАО "Дагестанская топливная компания" применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является отдельным видом деятельности Общества, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса, т.е. является составной частью осуществляемой ЗАО "Дагестанская топливная компания" деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Суд приходит к выводу, что эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов невозможна без транспортирования, погрузки, выгрузки указанных объектов.
В связи, с чем дополнительно лицензирование такого вида деятельности как погрузо-разгрузочные работы ЗАО "Дагестанская топливная компания" - не требуется.
Кроме того, согласно уставу целью ЗАО "Дагестанская топливная компания" является извлечение прибыли, тогда как часть 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление без лицензии деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу об отсутствии в действиях ЗАО "Дагестанская топливная компания" состава административного правонарушения.
Постановление судьи является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
постановление судьи Ленинского районного суда г. Махачкала от 19 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - руководителя ЗАО "Дагестанская топливная компания" Умавова М. Д. оставить без изменения, жалобу начальника отделения ИАЗ Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте Ибрагимова Т.З. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А.М.Магомедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.