Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Лиджеевой Л.Л.,
Панасенко Г.В. и Кашиева М.Б.,
Лузановой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Гриненко Галины Валентиновны к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по апелляционной жалобы истца Гриненко Г.В. и апелляционного представления прокурора Балашова А.А. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., объяснения прокурора Имкеновой Д.А., возражения представителя ответчика Кучеренко С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с иском в интересах Гриненко Г.В. к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация Яшалтинского РМО) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, указав следующим.
Прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению медицинских работников Бюджетного учреждения "Яшалтинская центральная районная больница" (далее - БУ РК "Яшалтинская ЦРБ"), в ходе которой выявлены факты непредоставления мер социальной поддержки медицинским работникам. Бездействие ответчика привело к нарушению прав Гриненко Г.В., которая понесла расходы по оплате коммунальных услуг (отопление и освещение). Гриненко Г.В. со своей семьей проживает в с. Яшалта, Яшалтинского района Республики Калмыкия. С 3 марта 1991 года и по настоящее время она работает фельдшером скорой помощи в БУ РК "Яшалтинская ЦРБ". До 1 января 2005 года она имела право на бесплатное предоставление жилого помещения с освещением и отоплением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности на основании статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Полагал, что с учетом позиции Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 года N 383-О-П до урегулирования порядка предоставления указанной категории работников мер социальной поддержки, прежние льготы по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением должны быть ей сохранены. Согласно карточкам абонента, Гриненко Г.В. оплатила за период с 1 июля 2010 года по 20 февраля 2013 года за потребление газа и электроэнергию сумму в размере 54 250,02 руб., которую прокурор района просил взыскать с ответчика в пользу Гриненко Г.В.
В судебном заседании прокурор Балашов А.А. поддержал исковые требования в интересах Гриненко Г.В., просил удовлетворить их в полном объеме.
Истец Гриненко Г.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержала иск прокурора в ее интересах в полном объеме.
Представитель администрации Яшалтинского РМО Кучеренко С.В. исковые требования прокурора не признал, пояснив, что оснований для их удовлетворения не имеется.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2013 года исковое заявление прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Гриненко Галины Валентиновны к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг удовлетворить частично. Взыскана с Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Гриненко Галины Валентиновны денежная компенсация за коммунальные услуги (отопление освещение) за период с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года в сумме 25579 руб. 03 коп.
В апелляционной жалобе истец Гриненко Г.В., в апелляционном представлении прокурор Балашов А.А. просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 07 февраля 2008 года N 383-О-П указывают, что ответчик, как орган местного самоуправления должен был принять необходимые меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа. Непринятие указанных мер, привело к нарушению права Гриненко Г.В., как медицинского работника, ввиду чего все понесенные ею расходы в 2011 -2013 годах с последующей компенсацией, ежемесячно, подлежат возмещению.
В возражениях глава администрации Яшалтинского РМО РК Рерих Я.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения, указав, что при отсутствии нормативного акта республики администрация района не вправе устанавливать порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории работников.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания затрат на оплату коммунальных услуг за период с 1 января 2012 года по 20 февраля 2013 года, суд руководствовался статьей 63 Основ законодательства РСФСР "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года, пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации ... ", частью 2 статьи 99 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" и исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством установление дополнительных льгот и мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, с 1 января 2012 года является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Республике Калмыкия органами государственной власти нормативный акт, устанавливающий социальные гарантии данной категории граждан, не принят. Следовательно, понесенные истцом расходы по коммунальным услугам за период с 1 января 2012 года по 20 февраля 2013 года взысканию не подлежат.
С выводом суда об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации за коммунальные услуги за период с 1 января 2012 года по 20 февраля 2013 года согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральным законом от 22 августа 2004года N122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004года.
Пунктом 50 статьи 35 указанного Федерального закона N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть4), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть5), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть6).
Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ следует, что при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, органы местного самоуправления обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от16декабря1997годаN20-П, от 24 мая 2001года N8-П, от 19 июня 2002года N11-П, от23апреля 2004года N9-П, определения от 4 декабря 2003года N415-О, от 15февраля 2005года N17-О, от 1 декабря 2005года N521-О, от 3 февраля 2010 года N 136-О-П и др.).
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005года, а напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том, что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Гриненко Г.В. со своей семьей проживает в с. Яшалта, Яшалтинского района Республики Калмыкия. С 3 марта 1991 года и по настоящее время она работает фельдшером скорой помощи в БУ РК "Яшалтинская ЦРБ", на 1 января 2005 года пользовалась льготами (бесплатное жилье с освещением и отоплением).
Вопреки требованиям Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ Яшалтинским РМО РК до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, регулирующий предоставление льгот медицинским работникам в жилищно-коммунальной сфере.
Следовательно, право истца на оспариваемые льготы не должно вести к его отмене или снижению ранее предоставляемого уровня льгот.
При таких данных, вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Гриненко Г.В. о взыскании расходов по коммунальным услугам за период 2012 - 2013 гг. является необоснованным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда в этой части подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в указанной части.
Доводы представления являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ссылка ответчика на то, что администрация Яшалтинского РМО не имеет полномочий по принятию нормативно-правового акта, регулирующего порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, а также отсутствие нормативного акта на уровне субъекта Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие надлежащего правового регулирования предоставления данной категории работников льгот в жилищно-коммунальной сфере, которыми они пользовались согласно законодательству, действовавшему до 1 января 2005 года, не согласуется с вышеприведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа о взыскании с ответчика в пользу Гриненко Г.В. расходов по оплате коммунальных услуг за период с 1 января 2012 года по 20 февраля 2013 года подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истца.
Согласно карточке абонента истец оплатил услуги по предоставлению электроэнергии в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года в сумме 4398, 29 руб., с 1 января 2013 года по 20 февраля 2013 года оплачено - 503,7 руб.
Из актов сверки видно, что истец оплатил за отопление с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере 16542 руб., сведений за период с 1 января 2013 года по 20 февраля 2013 года в материалах дела не содержится.
Таким образом, расходы Гриненко Г.В. по оплате коммунальных услуг за период с 1 января 2012 года по 20 февраля 2013 года составили 21444 руб.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2013 года в части отказа о взыскании с администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Гриненко Г.В. расходов по оплате коммунальных услуг за период с 1 января 2012 года по 20 февраля 2013 года отменить.
Взыскать с администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Гриненко Галины Валентиновны расходы по оплате коммунальных услуг за период с 1 января 2012 года по 20 февраля 2013 года в размере 21 444 руб. за счет средств местного бюджета.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное представление прокурора удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Л.Л. Лиджеева
Г.В. Панасенко
М.Б. Кашиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.