Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кашиева М.Б., Панасенко Г.В.,
при секретаре Лузановой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Черныш Валентины Алексеевны к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании денежной компенсации за коммунальные услуги по апелляционной жалобе Черныш В.А., по апелляционному представлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В., объяснения прокурора Имкеновой Д.А., поддержавшего доводы апелляционных представления и жалобы, возражения представителя администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Кучеренко С.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
С 01 апреля 1988 г. по настоящее время Черныш В.А. работает медсестрой в Соленовской врачебной амбулатории бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Яшалтинская центральная районная больница" (далее по тексту - БУ РК "Яшалтинская ЦРБ"). В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ Черныш В.А., как медицинский работник, проживающая в сельской местности, имеет право на социальную поддержку в жилищно-коммунальной сфере в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением. Однако такая мера социальной поддержки муниципальным органом ей не предоставляется. Черныш В.А., проживая с семьей в доме N** по ул.Х с. Х, оплачивает коммунальные услуги, связанные с отоплением и освещением жилья. За период с июля 2010 г. по 20 февраля 2013 г. она уплатила за потребление природного газа и электроэнергии *** руб. Просил взыскать с администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту - администрация Яшалтинского РМО РК) в пользу Черныш В.А. денежную компенсацию за коммунальные услуги в размере *** руб. ** коп.
В судебном заседании прокурор Балашов А.А. поддержал заявленные требования.
Истец Черныш В.А. просила удовлетворить иск.
Представитель администрации Яшалтинского РМО РК Кучеренко С.В. иск не признал.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2013 г. исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Черныш В.А. удовлетворены частично. С администрации Яшалтинского РМО РК в пользу Черныш В.А. взыскана денежная компенсация за коммунальные услуги в сумме *** руб. ** коп., в остальной части иска отказано.
В апелляционных представлении и жалобе прокурор Балашов А.А. и Черныш В.А. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального права. Считают необоснованным вывод суда о том, что компенсации подлежат затраты лишь до 01 января 2012 г., поскольку установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам с 01 января 2012 г. предоставлено субъектам РФ, а на уровне республики правовое регулирование данного вопроса отсутствует.
Проверив материалыдела, изучив доводы апелляционных представления и жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям
Отказывая в удовлетворении исковых требований Черныш В.А. в части взыскания затрат на оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2012 по 20 февраля 2013 г., суд руководствовался ст. 63 Основ законодательства РСФСР "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г., п. 50 ст. 35, ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации ... ", ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", и исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам с 01 января 2012 г. является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Республике Калмыкия органами государственной власти дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам по бесплатному предоставлению жилых помещений с отоплением и освещением за счет республиканского бюджета не приняты. Следовательно, затраты, понесенные истцом на оплату коммунальных услуг за период с июля 2010 г. по декабрь 2011 г. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца за счет местного бюджета, а требование по взысканию затрат за период с 01 января 2012 г. по 20 февраля 2013 г. удовлетворению не подлежит.
С выводом суда об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации за коммунальные услуги за период с 01 января 2012 г. по 20 февраля 2013 г. согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 2 статьи63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (действовавшей до 01 января 2005г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральным законом от 22 августа 2004г. N122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004г.
Пунктом 50 статьи 35 указанного Федерального закона N122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно статье63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть4), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть5), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть6).
Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004г. N122-ФЗ следует, что при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, органы местного самоуправления обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от16декабря1997г.N20-П, от 24 мая 2001г. N8-П, от 19 июня 2002г.N11-П, от23апреля 2004г. N9-П, определения от 4 декабря 2003г. N415-О, от 15февраля 2005г. N17-О, от 1 декабря 2005г. N521-О, от 03 февраля 2010 г. N136-О-П и др.).
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005г., а напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том, что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с ч.1 ст. 60 ЖК РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Черныш В.А. работает медсестрой с 1988 г. по настоящее время в сельской местности, на 01 января 2005 г. пользовалась льготами (бесплатное жилье с освещением и отоплением).
Вопреки требованиям Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ Яшалтинским РМО РК до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, регулирующий предоставление льгот медицинским работникам в жилищно-коммунальной сфере.
Следовательно, право истца на оспариваемые льготы не должно вести к его отмене или снижению ранее предоставляемого уровня льгот.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к не обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Черныш В.А. о взыскании денежной компенсации за коммунальные услуги в период 2012 - 2013 гг.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования истца в указанной части.
Доводы жалобы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ссылка ответчика на то, что администрация Яшалтинского РМО не имеет полномочий по принятию нормативно-правового акта, регулирующего порядок предоставления мер социальной поддержки медицинских работников, а также отсутствие нормативного акта на уровне субъекта Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие надлежащего правового регулирования предоставления медицинским работникам муниципальных медицинских учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно -коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 01 января 2005 г., не согласуется с вышеприведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2013 г. в части отказа во взыскании денежной компенсации за коммунальные услуги подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 августа 2013 г. в части отказа во взыскании денежной компенсации за коммунальные услуги за период с 01 января 2012 г. по 20 февраля 2013 г. отменить.
Взыскать с Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия за счет средств местного бюджета в пользу Черныш Валентины Алексеевны денежную компенсацию за коммунальные услуги за период с 01 января 2012 г. по 20 февраля 2013 г. в размере *** руб. ** коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи М.Б. Кашиев
Г.В. Панасенко
Копия верна:
Судья Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.