Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Панасенко Г.В. и Сидоренко Н.А.,
при секретаре Бимбеевой Ю.Н.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Савченко С.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Элисте Республики Калмыкия о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Савченко С.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2013 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения Савченко С.П., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Элисте Республики Калмыкия Коптева В.А. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савченко С.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Элисте Республики Калмыкия (далее - ГУ УПФ РФ в г. Элисте) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований указал, что 25 февраля 2013 г. он обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Элисте с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол заседания от 19 апреля 2013 г. N " ... ") ему в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом не были включены в его специальный стаж в льготном исчислении 1 год 6 месяцев за 1 год работы периоды его трудовой деятельности с 1 января 1983 г. по 1 июля 1983 г., с 11 ноября 1983 г. по 1 июля 1984 г., с 11 октября 1984 г. по 1 июня 1985 г. в должности медицинского брата глазного отделения Городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону. Также не включены в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 апреля 1992 г. по 30 апреля 1992 г., с 21 ноября 1994 г. по 2 декабря 1994 г., период работы в Управлении Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в должности начальника отдела эпидемиологического надзора с 1 февраля 2005 г. по настоящее время. Между тем данные периоды работы должны быть включены в специальный стаж. В соответствии с законодательством, действовавшим в период его работы медицинским братом глазного отделения, подтверждение факта участия среднего медицинского персонала в проведении хирургических операций не требовалось. Врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включены в Перечень наименований должностей учреждений, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно. Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. В связи с реорганизацией Центра Госсанэпидназдора в Республике Калмыкия 31 января 2005 г. он был уволен из данного учреждения в порядке перевода в Территориальное управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, 1 февраля 2005 г. назначен на должность начальника отдела эпидемиологического надзора. При этом характер работы учреждения не изменился, а специалисты заняты осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В период нахождения на курсах повышения квалификации трудовой договор с истцом не расторгался, выплачивалась заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в пенсионный орган, кроме того, учеба производилась по месту работы. Просил признать решение пенсионного органа от 19 апреля 2013 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить в специальный стаж периоды: работы в должности медицинского брата глазного отделения Городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону с 1 января 1983 г. по 1 июля 1983 г., 11 ноября 1983 г. по 1 июля 1984 г., с 11 октября 1984 г. по 1 июня 1985 г.; нахождения на курсах повышения квалификации с 1 апреля 1992 г. по 30 апреля 1992 г., с 21 ноября 1994 г. по 2 декабря 1994 г.; период работы в Управлении Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в должности начальника отдела эпидемиологического надзора с 1 февраля 2005 г. по настоящее время, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган - 25 февраля 2013 г.
В судебном заседании истец Савченко С.П. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ГУ - УПФ РФ в г. Элисте Коптев В.А. исковые требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность решения пенсионного органа об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Элистинского городского суда от 7 августа 2013 г. исковые требования Савченко С.П. удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия возложена обязанность зачесть в специальный стаж Савченко С.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 апреля 1992 г. по 30 апреля 1992 г., с 21 ноября 1994 г. по 2 декабря 1994 г. В остальной части исковых требований Савченко С.П. отказано.
В апелляционной жалобе Савченко С.П. просит решение суда отменить с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства, приведенные им в суде первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Савченко С.П. о включении в стаж периодов прохождения истом курсов повышения квалификации, суд, руководствуясь ст. 187 Трудового кодекса РФ, п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правилами исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 г., исходил из того, что данные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы в должности начальника отдела эпидемиологического надзора с 1 февраля 2005 г. суд пришел к выводу о том, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не отнесена к числу учреждений здравоохранения, работа в которых включается в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2013 г. Савченко С.П. обратился в ГУ -УПФ РФ в г. Элисте с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от 19 апреля 2013 г. Савченко С.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В специальный стаж включен 21 год 22 дня. При этом не включена работа в должности начальника отдела эпидемиологического надзора Территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия с 1 февраля 2005 г. по 25 февраля 2013 г.
Не согласившись с принятым решением Савченко С.П. обратился в суд, ссылаясь на то, что характер, специфика, условия осуществляемой им работы в должности начальника отдела эпидемиологического надзора Территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, цели, задачи и функции указанного органа соответствуют лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в связи чем спорный период работы подлежит включению в специальный стаж.
Между тем Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не отнесена к числу учреждений здравоохранения, работа в которых включается в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Данная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не относится к учреждениям здравоохранения, работа в данном органе не засчитывается в специальный стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Савченко С.П., занимая должность начальника отдела эпидемиологического надзора Территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, является федеральным государственным гражданским служащим, имеющим иные условия пенсионного обеспечения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный медицинский стаж истца периода работы с 1 февраля 2005 г. по настоящее время в качестве начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия является обоснованным.
Доводы жалобы о том, что в п. 8 Списка указаны центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора вне зависимости от наименования и от территориальной и ведомственной принадлежности, деятельность Роспотребнадзора в сфере санитарно - эпидемиологического надзора регулируется нормами Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", которым ранее регулировалась деятельность центров госсанэпиднадзоров, функции санэпидподразделений Роспотребнадзора полностью совпадают с функциями прежних центров Госсанэпиднадзора, в связи с чем спорный период подлежит включению в специальный стаж, являются несостоятельными по вышеизложенным обстоятельствам.
Ссылка Савченко С.П. на тождественность выполняемой им работы в Управлении Роспотребнадзора по Республике Калмыкия работе в Центре государственного санитарно - эпидемиологического надзора и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" необоснованна, так как основана на неправильном толковании положений Пленума.
Вместе с тем решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периодов работы в должности медицинского брата глазного отделения городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону в льготном порядке, подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Савченко С.П. с 1 января 1983 г. по 1 июля 1983 г., 11 ноября 1983 г. по 1 июля 1984 г., с 11 октября 1984 г. по 1 июня 1985 г. работал в должности медицинского брата глазного отделения Городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (действующим на момент возникновения правоотношений) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Отказывая во включении спорных периодов в специальный стаж истца в льготном исчислении, суд первой инстанции указал, что истцом не представлены сведения, подтверждающие, что глазное отделение Городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону являлось отделением хирургического профиля, справки, уточняющие особый характер работы и условия труда, иные документы, подтверждающие, что в спорный период глазное отделение осуществляло хирургическую деятельность.
Между тем согласно представленным суду апелляционной инстанции справкам МБУЗ "Городская больница N 7 г. Ростова - на - Дону" от 11 марта 2013 г. N 12, 13 Савченко С.П. с 1 января 1983 г. по 1 июля 1983 г., 11 ноября 1983 г. по 1 июля 1984 г., с 11 октября 1984 г. по 1 июня 1985 г. работал в должности медицинского брата глазного отделения Городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону, которое являлось отделением хирургического профиля.
При таких данных период работы Савченко С.П. с 1 января 1983 г. по 1 июля 1983 г., 11 ноября 1983 г. по 1 июля 1984 г., с 11 октября 1984 г. по 1 июня 1985 г. в должности медицинского брата глазного отделения Городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Таким образом, решение Элистинского городского суда от 7 августа 2013 г. подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Савченко С.П. о включении в специальный стаж периодов работы в должности медицинского брата глазного отделения городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону в льготном порядке, а исковые требования в этой части - удовлетворению. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2013 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Савченко С.П. о включении в специальный стаж периодов работы в должности медицинского брата глазного отделения городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону в льготном порядке отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Элисте Республики Калмыкия включить в специальный стаж Савченко С.П. периоды работы в должности медицинского брата глазного отделения городской больницы N 7 г. Ростова-на-Дону с 1 января 1983 г. по 1 июля 1983 г., с 11 ноября 1983 г. по 1 июля 1984 г., с 11 октября 1984 г. по 1 июня 1985 г. в льготном порядке (1 год 6 месяцев за 1 год работы).
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Г.В. Панасенко
Н.А. Сидоренко
Копия верна, судья Л.Лиджеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.