Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Сангаджиева М.Б., Панасенко Г.В.
при секретаре Цедеевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюка Юрия Борисовича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия о возмещении части затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту по апелляционной жалобе ответчика на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В., возражения представителя истца Намровой В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костюк Ю.Б. обратился в суд с указанным иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, мотивируя тем, что по договору купли-продажи от ** ххх **** года он приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: РК, г. Х, ** микрорайон, дом **, квартира **. Данная квартира приобретена с использованием средств ипотечного кредита по договору займа N **-**/**Х от ** ххх **** года, заключенному с КБ "ХХХ" на сумму *** руб. В установленном Правительством Республики Калмыкия порядке он представил главному распорядителю средств, определенному для осуществления государственной поддержки граждан, приобретающих (строящих) жилье с помощью ипотечных жилищных кредитов (займов), документы для получения субсидии. Ежемесячно и в установленные сроки ему предоставлялась субсидия, но за период с ххх **** года по ххх **** года образовалась кредиторская задолженность в размере *** руб., которая до настоящего времени не выплачена. Просил суд взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК задолженность по субсидии в размере *** руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб. ** коп.
В судебное заседание истец не явился, представитель истца Намрова В.С. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Представитель третьего лица - ОАО "Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию Республики Калмыкия", извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
На основании ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 августа 2013 года исковые требования Костюка Ю.Б. удовлетворены: с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия за счет средств республиканского бюджета в пользу Костюк Ю.Б. взыскана субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту в размере *** руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб. ** коп.
В апелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия Самаевой С.Д. ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права. Указывает, что судом не установлен факт наличия (отсутствия) просроченной ссудной задолженности по кредиту и уплаты истцом в полном объеме процентов, начисленных в соответствии с кредитным договором, за месяцы, за которые истец просит взыскать задолженность. Заверенные банком выписки из лицевого счета или копии платежных поручений истцом не представлены. Суд не принял во внимание, что Министерству ЖКХ и энергетики РК выделение бюджетных средств для погашения задолженности по невыплаченным гражданам субсидиям не предусматривалось, начиная с 2011 года, и не предусмотрено в настоящее время. Министерство не является главным распорядителем бюджетных средств в данной части обязательств и не может отвечать по долгам республики, средства на выплату которых ему не предусматривались. В настоящее время указанные меры государственной поддержки гражданам в республике не предоставляются в связи с отсутствием нормативно-правовых актов, определяющих порядок и финансовый механизм их предоставления. Полагает, что иск должен быть предъявлен к Республике Калмыкия в лице ее финансового органа, а не к Министерству, поскольку указанная мера государственной поддержки являлась публичным расходным обязательством республики.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд руководствовался ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 06 ноября 2001 года N 136-II-3 (в ред. от 07.12.2006 г.) "О развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия", пунктами 2, 3, 4 Порядка возмещения за счет средств республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным гражданами в российских кредитных (и иных) организациях на территории Республики Калмыкия в целях приобретения (строительства) жилья, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 декабря 2006 года N 502, п. 4 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республика Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 августа 2011 года N275, и исходил из того, что истец являлся участником республиканской целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы". За период с ххх **** года по ххх **** года образовалась кредиторская задолженность в размере *** руб., которая до настоящего времени ему не выплачена. Задолженность по субсидиям подлежит взысканию за счет средств республиканского бюджета с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия.
С указанными выводами суда следует согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 06 ноября 2001 года N 136-II-3 (в ред. от 07.12.2006 г.) "О развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия" в республиканском бюджете ежегодно предусматриваются средства на поддержку развития ипотечного жилищного кредитования в форме возмещения за счет средств республиканского бюджета в порядке, установленном Правительством Республики Калмыкия, части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами в российских кредитных (и иных) организациях на территории Республики Калмыкия в целях приобретения (строительства) жилья.
Согласно п.п. 2-5 Порядка возмещения за счет средств республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным гражданами в российских кредитных (и иных) организациях на территории Республики Калмыкия в целях приобретения (строительства) жилья, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 декабря 2006 года N 502, граждане, приобретающие (строящие) жилье за счет ипотечных кредитов (займов), имеют право на получение субсидии по одному кредиту (займу). Отбор граждан на получение субсидии проводит межведомственная комиссия по рассмотрению заявок о возмещении за счет средств республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами в российских кредитных (и иных) организациях на территории Республики Калмыкия в целях приобретения (строительства) жилья (далее - Комиссия). Субсидии предоставляются за счет средств республиканского бюджета гражданам, при условии уплаты в полном объеме ими процентов, начисленных в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с банком (иной организацией). Субсидии предоставляются гражданам ежемесячно для возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам) в течение первых двух лет с момента обращения в Комиссию в размере 2/3 (двух третей) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату получения кредита (займа), но не более 4330 рублей. Главным распорядителем средств республиканского бюджета (далее - главный распорядитель бюджетных средств) является уполномоченный на то орган исполнительной власти Республики Калмыкия.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 04 мая 2008 года N156 утверждена республиканская целевая программа "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы" (далее - Программа). Одним из мероприятий целевой программы была предусмотрена государственная поддержка приобретения жилья жителями Республики Калмыкия путем субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам (займам), на реализацию которого в 2008, 2009, 2010 годах предусматривалось выделение средств республиканского бюджета в размере 4700000, 20440000, и 15000000 руб. соответственно. Указанные объемы бюджетных ассигнований были предусмотрены в Законах о республиканском бюджете на соответствующий год. Государственным заказчиком-координатором Программы являлось Министерство территориального развития Республики Калмыкия.
Пунктом 3 постановления Правительства Республики Калмыкия от 25 декабря 2006 года N 502 главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на соответствующий год для осуществления государственной поддержки граждан, приобретающих (строящих) жилье с помощью ипотечных кредитов (займов), определено Министерство территориального развития Республики Калмыкия.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 3 июня 2011 года N 159 постановление Правительства Республики Калмыкия от 25 декабря 2006 года N 502 признано утратившим силу.
Указом Главы Республики Калмыкия от 29 июля 2011 года N 114 "О преобразовании органов исполнительной власти Республики Калмыкия" (в первоначальной редакции) Министерство территориального развития Республики Калмыкия преобразовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия.
В соответствии с п. 4 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 августа 2011 года N 275, Министерство является правопреемником по обязательствам и правам Министерства территориального развития Республики Калмыкия, за исключением переданных функций в сфере социально-экономического развития муниципальных образований Республики Калмыкия, по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов, в области приграничного сотрудничества, по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на территории Республики Калмыкия. Министерство является правопреемником Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия в части функций в сфере энергетики в соответствии с Указом Главы Республики Калмыкия от 29 июля 2011 года N 114 "О преобразовании органов исполнительной власти Республики Калмыкия".
Как установлено судом, Костюк Ю.Б. являлся участником республиканской целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы".
В справке ОАО "АИЖК РК" от 03 июля 2013 года указано, что Костюк Ю.Б. действительно ежемесячно подавал документы для возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам в течение первых двух лет с момента обращения. За период с ххх **** года по ххх **** года образовалась кредиторская задолженность в размере *** руб., которая до настоящего времени ему не выплачена.
При таких данных несостоятелен довод жалобы о том, что судом не установлен факт наличия (отсутствия) просроченной ссудной задолженности по кредиту и уплаты истцом в полном объеме процентов, начисленных в соответствии с кредитным договором, за месяцы, за которые истец просит взыскать задолженность.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции представитель истца представила подлинники заявлений на перевод и приходных кассовых ордеров за период с ххх **** года по ххх **** года, которые подтверждают факт своевременной уплаты истцом ссудной задолженности по кредиту и процентов в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что задолженность не может быть взыскана с Министерства, поскольку для этого с 2011 года не предусматривалось выделение бюджетных средств, а надлежащим ответчиком является Республика Калмыкия в лице её финансового органа, не основаны на законе.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, как правопреемник Министерства территориального развития РК, является главным распорядителем бюджетных средств в части исполнения обязательств по субсидированию процентной ставки по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на территории Республики Калмыкия.
Отсутствие в настоящее время указанных мер государственной поддержки, порядка и финансового механизма их реализации, как на это указывает в жалобе ответчик, не может служить основанием для неисполнения обязанности государственного органа перед гражданином по погашению задолженности, образовавшейся в период действия вышеуказанных нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Калмыкия "О развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия" (в ред. от 07.12.2006 г.) возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами в российских кредитных (и иных) организациях на территории Республики Калмыкия в целях приобретения (строительства) жилья, были отнесены к расходным обязательствам Республики Калмыкия и подлежали возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
Следовательно, образовавшаяся задолженность должна быть взыскана с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия Самаевой С.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи А.В. Сангаджиев
Г.В. Панасенко
Копия верна: Судья Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.