Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Шовгуровой Т.А.
судей Джульчигиновой В.К. и Басангова Н.А.
при секретаре Озаевой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вдовицкого И.П. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании решения Межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями, незаконным и возложении обязанности по предоставлению субсидии на приобретение жилья по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Басангова Н.А., возражения представителя истца Дмитриенко С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вдовицкий И.П., инвалид Великой Отечественной войны, обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что решением жилищной комиссии Яшалтинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (протокол N** 29.03.2013 г.) он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Межведомственной комиссией по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями Министерства (протокол от 22 мая 2013 г. N***) ему было отказано в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета. Отказ основан на том, что его обеспеченность жильем превышает 18 кв.м общей площади жилья. В действительности он проживает в доме общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. Совместно с ним проживают и зарегистрированы в его домовладении его жена, Вдовицкая А.А., *** г.р., дочь Линк Т.И., *** г.р. Они ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, оказывают друг другу материальную и моральную помощь. На каждого члена его семьи приходится по 17,** кв.м. общей площади, *** кв.м. жилой площади, что не превышает нормы, указанной в Законе о ветеранах. Просил суд признать решение Межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями от 22 мая 2013 г. незаконным и обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить его субсидией на приобретение жилого помещения.
В судебное заседание Вдовицкий И.П. не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истца Дмитриенко С.А. исковые требования поддержал, просил возложить на ответчика обязанность предоставить истцу как инвалиду Великой Отечественной войны субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 августа 2013 года исковые требования Вдовицкого И.П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и вынести новое решение ввиду допущенных судом нарушений норм материального и процессуального права. Ссылаясь на нормативные акты, регулирующие основания и порядок предоставления субсидии на приобретение жилья ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, полагает, что Вдовицкий И.П., имея в собственности жилое помещение, общей площадью *** кв.м., обеспечен жильем более 18 кв.м.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд руководствовался ст. 40 Конституции РФ, нормами Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов", Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 г. N190 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее - Порядок) и исходил из того, что Вдовицкий И.П. по решению жилищной комиссии Яшалтинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 29 марта 2013 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку обеспеченность истца жильем не превышает 18 кв.м., отказ ответчика в предоставлении Вдовицкому И.П. субсидии на приобретение жилья является незаконным.
С данными выводами суда следует согласиться.
Статья 40 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу п. 1, 4 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" в качестве меры социальной поддержки инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны.
В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" Правительство Республики Калмыкия Постановлением от 26 мая 2006 г. N190 утвердило Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 2, пп. "а" п. 3, пп. "б" п. 5 Порядка мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Республике Калмыкия, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность. Право на обеспечение жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка, вставшие на учет независимо от даты постановки. Основанием для получения субсидии гражданами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий является обеспеченность жильем льготополучателя ниже 18 м 2.
Как следует из материалов дела, Вдовицкий И.П., инвалид Великой Отечественной войны, решением жилищной комиссии Яшалтинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 29 марта 2013 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В собственности истца находится жилой дом, общей площадью *** кв.м. Совместно с Вдовицким И.П. проживают супруга Вдовицкая А.А. и дочь Линк Т.И.
Таким образом, на каждого из членов семьи истца приходится по 17,** кв.м. общей площади, что не превышает размера обеспеченности жильем в 18 м 2.
Следовательно, отказ Межведомственной комиссии, обжалуемый истцом, является незаконным, поскольку нарушает право Вдовицкого И.П. как инвалида Великой Отечественной войны на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий Т.А. Шовгурова
Судьи В.К. Джульчигинова
Н.А. Басангов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.