Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Соляникова Р.В., Данилова О.И.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 07 мая 2013 г. по заявлению Кондакова М.И. об оспаривании решения призывной комиссии.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявление Кондакова М.И. мотивировано тем, что ХХ.ХХ.ХХ г. он приехал в г. К. для проставления отметки в паспорте о постоянном проживании за границей, в связи с чем обратился в территориальное подразделение УФМС России по Республике Карелия в г. К ... Данный орган направил заявителя в Военный комиссариат Республики Карелия за получением справки о том, что он не состоит на воинском учете, в котором Кондакову М.И. было предложено пройти медицинскую комиссию. По результатам медицинской комиссии призывной комиссией г. Костомукша принято решение о призыве заявителя на военную службу, ему вручена повестка на ХХ.ХХ.ХХ г. о явке для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу и отправкой на сборный пункт. Заявитель не согласен с решением призывной комиссии, поскольку на протяжении семи лет проживает в Ф., где имеет вид на жительство с правом работы, с регистрационного учета по месту жительства снят в ХХ.ХХ.ХХ году, родственников и места жительства в России не имеет. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил признать решение призывной комиссии г. Костомукша незаконным.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
С состоявшимся по делу судебным постановлением не согласен заявитель, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что в том случае, если гражданин проживает за пределами Российской Федерации, он не обязан состоять на воинском учете, в связи с чем не подлежит призыву. В обоснование решения суд сослался на то, что заявитель не обращался в консульский отдел на территории Ф. с заявлением об оформлении там постоянного места жительства. Однако представитель УФМС России в Республике Карелия в судебном заседании указал, что сведениями из консульских и посольских учреждений России в Ф. не располагает. Суду необходимо было руководствоваться фактическими данными, в соответствии с которыми Кондаков М.И. постоянно проживает в Ф..
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель, а также заинтересованное лицо УФМС России по Республике Карелия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили.
Представитель Военного комиссариата Республики Карелия Кирпичникова М.А. возражала против отмены решения суда, пояснив, что заявитель имеет гражданство Российской Федерации, обязан состоять на воинском учете. Наличие у гражданина вида на жительство другого государства не означает постоянное проживание в данной стране. Поскольку заявитель прибыл на территорию Российской Федерации, гражданином которой является, не имеет права на отсрочку или освобождение от службы, призывная комиссия правомерно приняла решение о призыве его на военную службу.
Заслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно п. 1 ст. 8 названного Закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
При этом абз. 6 п. 1 ст. 10 данного Закона предусматривает, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
По делу установлено, что Кондаков М.И. является гражданином Российской Федерации. Въехав на территорию Российской Федерации, заявитель в целях обмена общегражданского паспорта в связи с достижением ХХ-летнего возраста обратился в территориальный орган УФМС России по РК, который в порядке п. 6 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказами Минобороны России N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10.09.2007, направил его в соответствующее подразделение Военного комиссариата Республики Карелия для получения документов, подтверждающих отношение к воинской обязанности. После прохождения заявителем медицинской комиссии решением призывной комиссии г. Костомукша от ХХ.ХХ.ХХ он призван на военную службу.
Поскольку заявитель на консульском учете в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" и Правилами ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, утвержденными приказом МИД России от 17.08.2011 N 15114, в Ф. не состоит, гражданином данной страны не является, в качестве цели получения загранпаспорта указал временные выезды за пределы России, суд пришел к правомерному выводу о том, что достаточных доказательств его постоянного места жительства в Ф. не имеется.
Таким образом, въехав на территорию Российской Федерации, заявитель в силу абз. 6 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" подлежал постановке на воинский учет.
Принимая во внимание отсутствие у заявителя права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, решение призывной комиссии о призыве Кондакова М.И. на военную службу является законным.
Более того, оспариваемое решение не нарушает в настоящее время права заявителя, поскольку установленный п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" срок призыва истек, что по смыслу ст.ст. 255, 258 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исключает возможность удовлетворения требований об отмене оспариваемого решения.
По изложенным мотивам оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 07 мая 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ ( ), _____ _________________ 201_ г.
"Согласовано" судья Верховного суда РК
____________________ ( Соляников Р.В.), _____ _________________ 201_ г.
"Разместить на сайте суда" Председательствующий состава
____________________ ( ), ______ _________________ 201_ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.