Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Стракатовой З.Е., Душнюк Н.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Костомукшского городского округа на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Костомукша в интересах муниципального образования "Костомукшский городской округ" к администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по прекращению трудового договора с ( ... )
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Костомукша в интересах муниципального образования "Костомукшский городской округ" обратился в суд с иском к администрации Костомукшского городского округа (далее по тексту - администрация КГО) о возложении обязанности по прекращению трудового договора с ( ... ) Б. по тем мотивам, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о муниципальных унитарных предприятиях и некоммерческих организациях на территории Костомукшского городского округа, установлено, что ХХ.ХХ.ХХ главой администрации КГО заключен трудовой договор с Б. на должность ( ... ) с ХХ.ХХ.ХХ В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ" (далее по тексту - Устав) к исключительной компетенции Совета Костомукшского городского округа (далее по тексту - Совет КГО) относится согласование кандидатур для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий (за исключением повторного заключения срочного трудового договора). Кандидатура Б. согласование Совета КГО на должность ( ... ) не проходила. ХХ.ХХ.ХХ в адрес главы Костомукшского городского округа внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства о муниципальных унитарных предприятиях и некоммерческих организациях. Во исполнение требований прокурора, администрацией КГО ХХ.ХХ.ХХ на заседании Совета КГО представлен проект решения о согласовании кандидатуры Б. на должность ( ... ) однако кандидатура Б. не была согласована. Несмотря на это Б. продолжает исполнять обязанности ( ... ), что нарушает действующее трудовое законодательство и муниципальные нормативные правовые акты. Непринятие мер со стороны администрации КГО по прекращению трудового договора с ( ... ) Б. нарушает интересы муниципального образования "Костомукшский городской округ", так как указанная кандидатура руководителя не прошла обязательного согласования Совета КГО. В связи с чем, прокурор просил обязать администрацию муниципального образования "Костомукшский городской округ" прекратить трудовой договор с ( ... ) от ХХ.ХХ.ХХ, заключенный с Б., в соответствии с требованиями п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2013г. исковые требования прокурора г. Костомукша удовлетворены. Суд обязал администрацию Костомукшского городского округа прекратить действие трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного с ( ... ) Б., по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, с момента вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласен ответчик администрация Костомукшского городского округа.
В апелляционной жалобе глава администрации Костомукшского городского округа Л., просит отменить решение суда, т.к. считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Полагает, что прокурор г. Костомукша в нарушение ч. 3 ст. 131 ГПК РФ не указал, какие конкретно интересы МО "Костомукшский городской округ" были нарушены администрацией при заключении трудового договора с Б., как с ( ... ) не указал какой закон или нормативный правовой акт предусматривает способы защиты этих интересов. Права МО "Костомукшский городской округ" не были нарушены, в связи с чем у прокурора не имелось оснований для обращения с иском в защиту муниципального образования. Указывает, что п. 5 ч. 1 ст. 26 Устава МО "Костомукшского городского округа" относит к исключительной компетенции Совета КГО определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; пунктом 23 указанной статьи согласование кандидатуры для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий (за исключением повторного заключения срочного трудового договора) отнесено к исключительной компетенции Совета КГО. Принятие решений по вышеуказанным вопросам относится к разным сферам компетенции Совета, полномочия, предусмотренные п. 5, не включают в себя полномочия, предусмотренные п. 23 Устава МО "Костомукшского городского округа". Если вопросы назначения на должность руководителей муниципальных предприятий являются составной частью владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, то данные вопросы в соответствии с п. 3 ст. 35 Устава МО "Костомукшский городской округ" относятся к компетенции администрации. Если же вопросы назначения на указанную должность относятся к определению порядка управления и распоряжения имуществом, то данные вопросы находятся в компетенции Совета КГО. Однако судом первой инстанции не дана оценка данным обстоятельствам. Считает, что глава администрации правомерно заключил трудовой договор с Б. как с исполняющим обязанности руководителя ( ... ), на момент заключения данного договора не было допущено нарушений трудового законодательства, в связи с чем, оснований для расторжения трудового договора с Б. по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ не имеется. Администрация не оспаривает, что сложилась практика согласования кандидатур руководителей муниципальных учреждений и предприятий. Данное Положение является единственным правовым актом, на основании которого можно было бы прекратить трудовой договор с ( ... ) Б., поскольку иными правовыми актами федерального и муниципального законодательства не предусмотрено обязательное расторжение трудового договора с руководителем муниципального предприятия или учреждения в случае несогласования его кандидатуры на постоянную должность представительным органом муниципального образования. В этой связи требование прокурора и вывод суда об обязательном расторжении в данном случае трудового договора с Б. не основаны на законе. В отсутствие правового акта, регулирующего данный вопрос, как альтернативу расторжению трудового договора привел повторное вынесение на сессию Совета КГО кандидатуры исполняющего обязанности руководителя для его согласования на постоянную должность. Кроме того, полагает, что суд не учел, что обстоятельств, исключающих продолжение Б. работы, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, не имеется. Доказательств существования указанных обстоятельств, предусмотренных иными федеральными законами, а также указания какими именно, в оспариваемом решении не приведено. Просит учесть, что Федеральный закон от ХХ.ХХ.ХХ N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предусматривает никаких согласований при назначении на должность директора предприятия, указанный порядок закрепляется в уставе предприятия, однако Уставом ( ... )" такое согласование не предусмотрено. Считает, что глава администрации Костомукшского городского округа не обязан согласовывать назначение руководителей муниципальных учреждений с кем-либо в силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющей право главы администрации муниципального образования руководить администрацией на принципах единоначалия. Вмешательство представительного органа в назначение, а равно освобождение от должности подчинённых и подотчётных главе администрации должностных лиц в виде согласования (либо несогласования) не соответствует этим принципам.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Б. поддержал изложенные в жалобе доводы, указал, что судом первой инстанции не учтено, что муниципальные правовые акты, касающиеся назначения руководителей, не содержат нормы их согласования, за исключением одного из пунктов Устава Костомукшского городского округа. Полагает, что этот пункт Устава вступает в противоречие с другими пунктами Устава, а также с разъяснениями Верховного Суда РФ о том, что является нормативным актом. В связи с чем, разделяет мнение ответчика о том, что при заключении с ним трудового договора на ( ... ) не было допущено нарушений федерального законодательства, поэтому считает, что у суда не было законных оснований для удовлетворения иска прокурора г.Костомукша.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г.Костомукша находит решение Костомукшского городского суда от 17 июня 2013г. законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Костомукшского городского округа без удовлетворения. Считает, что суд сделал правильный вывод об обоснованности требований прокурора по прекращению трудового договора с Б. на основании п.11 части 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Костомукшского городского округа не явился, о времени и месте рассмотрения дела администрация извещена.
Прокурор К. в судебном заседании возражал в отношении доводов, изложенных в апелляционной жалобе, пояснил, что положение Устава МО "Костомукшского городского округа" относительно порядка согласования для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий не оспорено, действует, поэтому должно применяться. Администрацией Костомукшского городского округа заключен трудовой договор с Б. на должность ( ... ) с нарушением п. 23 ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ".
Представитель третьего лица Совета Костомукшского городского округа в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Третье лицо Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика.
Заслушав объяснения третьего лица Б., прокурора К., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
На основании ст. 51 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ N 131-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
П. 23 ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ" предусмотрено согласование кандидатуры для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий (за исключением повторного заключения срочного трудового договора).
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации Костомукшского городского округа от ХХ.ХХ.ХХ в соответствии с Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ (с последующими изменениями) "О некоммерческих организациях" и на основании Устава Костомукшского городского округа Б. назначен ( ... ) с ХХ.ХХ.ХХ с заключением срочного трудового договора сроком на 5 лет.
ХХ.ХХ.ХХ главой администрации Костомукшского городского округа заключен с Б., ( ... ) года рождения, имеющим ( ... ) образование, окончившего ( ... ), трудовой договор сроком с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ
ХХ.ХХ.ХХ глава Костомукшского городского округа сообщил прокурору г.Костомукша о том, что распоряжением администрации Костомукшского городского округа с нарушением п. 23 ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ", без согласования с Советом Костомукшского городского округа, назначен на должность ( ... ) Б.
Установив в ходе проведенной прокурором проверки данный факт, прокурор г.Костомукша ХХ.ХХ.ХХ вынес главе муниципального образования "Костомукшский городской округ" представление об устранении нарушений.
Указанное представление рассмотрено, в повестку дня очередного ХIХ заседания Совета КГО II созыва был включен вопрос о рассмотрении проекта решения о согласовании кандидатур исполняющих обязанности руководителей муниципальных учреждений, в том числе, о согласовании кандидатуры Б. на должность ( ... )
Согласно выписке N протокола ХIХ заседания Совета Костомукшского городского округа от ХХ.ХХ.ХХ решение о согласовании кандидатуры Б. для назначения на должность ( ... ) не принято, поскольку из 14 присутствующих депутатов голосовали "за"-9 против -5, воздержался-0.
ХХ.ХХ.ХХ прокурор г. Костомукша обратился в суд с иском к администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по прекращению трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ с ( ... ) Б. по п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Удовлетворяя заявленные прокурором г. Костомукша исковые требования и обязывая администрацию Костомукшского городского округа прекратить действие трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного с ( ... )., по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, суд первой инстанции указал, что назначение Б. на указанную должность произведено администрацией Костомукшского городского округа с нарушением п. 23 ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ" без согласования Советом КГО, а кроме того, Трудовой кодекс РФ не определяет порядка назначения на должность исполняющих обязанности руководителей предприятий и организаций и не запрещает работодателю предложить Б. в этой же организации иную работу с учетом его опыта, квалификации.
Однако судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 ТК РФ трудовые отношения регулируются трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами.
Ч. 1 ст. 6 ТК РФ предусмотрено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
Согласно ст. 67 ТК РФ при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
В силу ч. 2 ст. 275 ТК РФ трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое). При этом указанный в данной норме перечень соответствующих процедур не является исчерпывающим.
В соответствии с п. 10 ч. 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
На основании ст. 17, ст. 19 Федерального закона от 15 ноября 1995г. "Об основах социального обслуживания населения в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, центры социального обслуживания. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.
В соответствии с п.п. 4 п. 3.3 Федерального закона от 08 декабря 1995г. "О некоммерческих организациях" государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, в том числе решения учредителя о создании и о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения.
В силу п. 23 ч. 1 ст. 26 Устава Муниципального образования "Костомукшский городской округ" Совет Костомукшского городского округа осуществляет согласование кандидатуры для назначения на должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий (за исключением повторного заключения срочного трудового договора).
Согласно Уставу ( ... ) утвержденному постановлением администрации Костомукшского городского округа от ХХ.ХХ.ХХ N, учредителем ( ... ) является муниципальное образование Костомукшский городской округ, функции учредителя осуществляет администрация Костомукшского городского округа (учредитель).Руководителем ( ... ) является директор, который назначается и освобождается от должности учредителем в соответствии с действующим законодательством. Учредитель заключает с руководителем ( ... ) трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом РФ ( л.д. 24). Уставом ( ... ) не предусмотрено предварительное согласование кандидатуры для назначения на должность руководителя учреждения.
На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ХХ.ХХ.ХХ N учредителем ( ... ) является администрация Костомукшского городского округа (л.д. 35).
Согласно сообщению администрации Костомукшского городского округа Советом КГО решение об утверждении Положения "О порядке согласования на должность руководителя муниципального учреждения или предприятия Костомукшского городского округа" не принято (л.д. 87).
В соответствии с п. 13 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Костомукшского городского округа" от ХХ.ХХ.ХХ к компетенции администрации Костомукшского городского округа в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом относится, в том числе, заключение трудовых договоров с руководителями муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казенных предприятий и муниципальных учреждений. (л.д.135). Указанным Положением также не предусмотрено предварительное согласование кандидатуры для назначения на должность руководителя учреждения (л.д. 154).
Кроме того, согласно п. 11 ч.1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В силу ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
П. 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ предусмотрено, что в силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Обязывая администрацию Костомукшского городского округа прекратить действие трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного с ( ... ) Б., по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, суд первой инстанции не указал, в соответствии с какими нормативными актами исключается возможность продолжения Б. работы в соответствии с заключенным с ним администрацией муниципального образования "Костомукшский городской округ" трудовым договором от ХХ.ХХ.ХХ, а также не привел мотивы, по которым работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Кроме того, в апелляционной жалобе глава администрации Костомукшского городского округа ссылается на то, что в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ прокурор не указал, чем нарушаются права МО "Костомукшский городской округ" при заключении администрацией Костомукшского городского округа трудового договора с Б., как с ( ... )
В нарушение требований ст. 198 ГПК РФ суд первой инстанции не привел в обоснование доказательства, на которых основаны выводы об этих обстоятельствах.
Возражений относительно наличия у Б. необходимых для занятия должности ( ... ) профессиональных или иных качеств не представлено.
Также, из материалов дела следует, что администрация Костомукшского городского округа вновь вынесла на сессию вопрос о согласовании кандидатур, в том числе кандидатуры Б. на должность ( ... ) однако сессия не состоялась ввиду отсутствия кворума.
Оценив все указанные доказательства в их совокупности, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, о том, что имеются основания для расторжения заключенного администрацией Костомукшского городского округа с Б. трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ, по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем находит решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора подлежащим отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия приходит к выводу о принятии по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2013 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение об отказе прокурору г. Костомукша в удовлетворении иска об обязании администрации Костомукшского городского округа прекратить действие трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного с ( ... ) Б., по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.