Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С.,
судей Коваленко С.В., Колбасовой Е.С.
при секретаре Кузнецовой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 11 июля 2013 г. по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к администрации Великогубского сельского поселения о ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось в суд с названным иском по тем основаниям, что по результатам проведения проверки соблюдения лесного законодательства (патрулировании территории лесного фонда) установлено, что в квартале N ( ... ) выдела N ( ... ) Великогубского (Кижского по лесоустройству) участкового лесничества ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество", категория защитности: ( ... ) обнаружена несанкционированная свалка бытового и иного мусора. Истец просил обязать ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать вышеуказанную несанкционированную свалку.
Суд удовлетворил иск, обязал администрацию Великогубского сельского поселения в течение месяца после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Великогубского сельского поселения в квартале N ( ... ) выделе N ( ... ) Великогубского (Кижского по лесоустройству) участкового лесничества ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество".
С таким решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении иска. Указано, что в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, администрация Великогубского сельского поселения в соответствии с полномочиями должна организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, организация сбора и вывоза иного мусора к полномочиям поселения не относится. В соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Великогубское сельское поселение не является "потребителем услуг", не вправе организовывать сбор и вывоз небытовых отходов и мусора, не обладает полномочиями по оказанию услуг по сбору, вывозу, временному размещению и утилизации данных отходов. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории поселения организован путем разработки и утверждения Правил благоустройства и озеленения территории Великогубского сельского поселения, а также посредством выбора на конкурсной основе компании, управляющей муниципальным жилищным фондом на территории поселения. Спорный лесной земельный участок находится на землях государственного лесного фонда и не подведомственен администрации Великогубского сельского поселения. Обязанность по надлежащему содержанию указанной территории лежит на Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, осуществляющем согласно части 7 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия N 206-П, полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и иные полномочия в области лесных отношений.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец выразил несогласие с доводами жалобы, полагает решение суда не подлежащим отмене. Указано, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, входит в состав лесного фонда и не является территорией, арендуемой какими-либо третьими лицами. В соответствии с действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых и иных отходов относится к вопросам местного значения. В силу пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, вопросы местного значения, входящие в предмет ведения органов местного самоуправления, подлежат решению на всей территории муниципального образования, которым является сельское поселение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции глава администрации Великогубского сельского поселения Панкратов И.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ( ... ) г. в ходе совместного патрулирования по территории заказника "Кижский" в квартале N ( ... ) выдела N ( ... ) Великогубского (Кижского по лесоустройству) участкового лесничества ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество" была обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора площадью ( ... ) га. ( ( ... ) кв.м).
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселений.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеуказанных норм права, установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Великогубского сельского поселения обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.
Факт существования указанной свалки доказан и не оспаривался в судебном заседании, что позволяет прийти к выводу о том, что со стороны администрации Великогубского сельского поселения как органа местного самоуправления не в полной мере осуществляются возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории сельского поселения. В связи с чем доводы о том, что данным ответчиком предпринимаются соответствующие мероприятия для организации вывоза мусора, являются несостоятельными. Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории сельского поселения является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Довод жалобы о том, что обязанность по надлежащему содержанию спорной территории лежит на Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, не является основанием для отмены решения суда. Из материалов дела следует, что несанкционированная свалка бытового мусора расположена в черте Великогубского сельского поселения. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с положениями вышеуказанных норм права относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Наличие собственника земельного участка не освобождает муниципальные органы от возложенных действующим законодательством обязанностей, в том числе от обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Таким образом, возложение на администрацию Великогубского сельского поселения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на подведомственной ей территории, является правомерным.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательства, на которые сослались стороны в обоснование своих требований и возражений на них, судом исследованы и им дана надлежащая оценка.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Доводы жалобы являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, не приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 11 июля 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.