Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Савина А.И., Глушенко Н.О.
при секретаре Поповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01 августа 2013 года по иску Левицкой М. П. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республики Карелия, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Карелия об обязании предоставить жилищный сертификат.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Левицкая М.П. обратилась в суд с иском об обязании ответчиков предоставить ей жилищный сертификат на приобретение жилья на основании Федерального закона от 25.10.2002 N 25-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, приезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" в связи с выездом в ХХ.ХХ.ХХ из района Крайнего Севера, где она проработала ( ... ), приобрела право на указанную меру социальной поддержки, в том же году в администрации Петрозаводского городского округа была поставлена в очередь по льготному списку работников Крайнего Севера на получение жилищной субсидии под N. С ХХ.ХХ.ХХ истец неоднократно обращалась в различные органы для решения вопроса об улучшении жилищных условий. По сообщению Госстроя Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ в общереспубликанском списке пенсионеров числилась по ( ... ). Приказом Министерства строительства РК от ХХ.ХХ.ХХ утвержден сводный республиканский список категории "пенсионеры", в котором истец числится под номером N. Считает, что ответчиками на протяжении многих лет нарушается ее право на получение субсидии, поскольку ее очередь не приближается, а с каждым годом отодвигается.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением не согласна Левицкая М.П. В апелляционной жалобе просит его отменить по причине недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права. Не согласна с тем обстоятельством, что судом не была проверена правомерность действий ответчика, подлинность представленных стороной ответчика документов. Полагает, что судом при вынесении решения были нарушены положения ст. 7 Конституции РФ, выводы суда носят формальный характер и не соответствуют целям и достоинству правосудия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель адвокат Вечерская Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Мартыненко Р.А., действующий на основании доверенности, согласен с решением суда, указал на то, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, ходатайств об отложении дела либо рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В силу положений ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон).
Федеральный закон гарантирует право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона получателями жилищных субсидий являются, в том числе, граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Во исполнение ст. 10 Федерального закона принято Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 18.02.2013) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") (ранее действовал Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и принятые для его исполнения подзаконные акты).
Как следует из материалов дела, Левицкая М.П. имеет право на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", поскольку имеет стаж работы в районах Крайнего Севера ( ... ), в ХХ.ХХ.ХХ вышла на пенсию, в ХХ.ХХ.ХХ году уехала в ( ... ) из закрытого военного гарнизона в ( ... ).
Согласно справке жилищного комитета администрации г. Петрозаводска с ХХ.ХХ.ХХ Левицкая М.П. включена в льготные списки семей, проработавших на Крайнем Севере, номер очереди по льготному списку N (л.д. ( ... )). О том, что истица постоянно подтверждала свое намерение участвовать в программе на получение жилищного сертификата, свидетельствуют ее многочисленная переписка с различными органами власти и заявления (рапорты) на участие в программе в разные годы.
Статьей 2 Федерального закона и п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, пенсионерам жилищные субсидии предоставляются во вторую очередь (после имеющих право на жилищную субсидию по тем же основаниям инвалидов 1 и 2 группы). Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Сформированные списки из органов местного самоуправления во исполнение установленного Порядка направляются в органы исполнительной власти (в нашем случае - в Министерство строительства Республики Карелия) для формирования сводных списков, на основании которых предусмотренная Федеральным законом мера социальной поддержки предоставляется льготополучателям в порядке очередности по определенным в ст. 2 Федерального закона категориям граждан.
Истица, относящаяся с момента принятия ее на учет к категории "пенсионеры", согласно выборочно представленным в материалы дела документам, в сводном списке в очереди данной категории граждан за ХХ.ХХ.ХХ год состояла под N (л.д. ( ... )), за ХХ.ХХ.ХХ - под N (л.д. ( ... )); за ХХ.ХХ.ХХ - под N (л.д. ( ... )), за ХХ.ХХ.ХХ - в общем списке по ( ... ), в списке пенсионеров - N (л.д. ( ... )).
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции разделил не подтвержденную доказательствами позицию стороны ответчика о том, что при реализации первоочередного права на получение жилищных субсидий гражданами, относящимися к категории "инвалиды", очередь граждан из категории "пенсионеры" ввиду ограниченного количества выделяемых сертификатов не продвигается. При этом, как указал суд в решении, правовые основания для предоставления Левицкой М.П. жилищного сертификата в обход очереди отсутствуют.
С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку указанные обстоятельства установлены судом на основании сведений о предоставлении и распределении лишь ( ... ) жилищных сертификатов, выделенных на ХХ.ХХ.ХХ год.
В письме Министерства строительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ, адресованном Левицкой М.П., подтвержден номер ее очереди " ( ... )" в категории "пенсионеры" на получение жилищного сертификата в ХХ.ХХ.ХХ году. В письме указано, что ежегодно Министерство регионального развития РФ по указанной категории граждан выделяет ( ... ) сертификатов.
Ответчиком представлены сводные списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера только за ХХ.ХХ.ХХ- ХХ.ХХ.ХХ годы. Составленная ответчиком справка по выданным государственным жилищным сертификатам данной категории граждан (л.д. ( ... )), согласно которой в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ годы жилищные сертификаты предоставлялись только инвалидам 1 и 2 группы, инвалидам с детства, не отражает объективной картины по предоставлению сертификатов исходя из очередности постановки граждан на учет, а также исходя из количества выделенных на указанные цели сертификатов за весь период, в течение которого истица состояла в очереди для получения сертификата, то есть, начиная с ХХ.ХХ.ХХ года.
Кроме того, при наличии в материалах дела сведений о включении Левицкой М.П. в льготные списки семей, проработавших на Крайнем Севере, ХХ.ХХ.ХХ (л.д. ( ... )), в сводных списках льготополучателей она числится поставленной на очередь ХХ.ХХ.ХХ, в связи с чем ее очередность определена после лиц, вставших на такой учет позднее.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что права истца на получение в соответствии с Федеральным законом меры социальной поддержки являются нарушенными, а сторона ответчика в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не доказала те обстоятельства, на которые она ссылалась как на основания своих возражений.
С учетом изложенного, требования Левицкой М.П. следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению с обязанием Министерства строительства Республики Карелия предоставить Левицкой М.П. жилищную субсидию в виде жилищного сертификата как лицу, выезжающему из районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в данного ответчика в пользу истца подлежат возмещению понесенные истцом расходы на уплату государственной пошлины в размере ( ... ) руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01 августа 2013 г. по настоящему делу отменить. Вынести новое решение.
Иск Левицкой М.П. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства Республики Карелия предоставить Левицкой М. П. жилищную субсидию в виде жилищного сертификата как лицу, выезжающему из районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет ХХ.ХХ.ХХ.
Взыскать с Министерства строительства Республики Карелия в пользу Левицкой М. П. расходы по государственной пошлине в размере ( ... ) рублей.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ (Хянина А.А.), _____ _________________ 2013г.
"Согласовано" судья Верховного суда РК
____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2013г.
"Разместить на сайте" Председательствующий судья Верховного суда РК
____________________ (Переплеснина Е.М.), ______ _________________ 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.