СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ус Е.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 18 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 мая 2013 года, по которому
признано незаконным решение Министерства внутренних дел Республики Коми от "Дата обезличена" об отказе в постановке Страйста Д.Ф. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Возложена обязанность на Министерство внутренних дел Республики Коми поставить Страйста Д.Ф. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 247 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В удовлетворении требований Страйста Д.Ф. к Министерству внутренних дел Республики Коми о предоставлении единовременной социальной выплаты в 2013 году - отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Кашкиной Т.Д., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Страйста Д.Ф. обратился в суд с иском к МВД по РК об отмене решения от "Дата обезличена" об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N247 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставлении ему указанным ответчиком единовременной социальной выплаты в 2013 году.
Судом к участию в деле в качестве 3 лиц были привлечены Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Администрация МО ГО "Воркута".
Ответчик с заявленными требованиями не согласился.
Судом принято вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МВД по РК просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на нарушение судом норм материального права и неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседании суда апелляционной инстанции истец, третьи лица, извещенные надлежащим образом, участия не принимали. В соответствии со ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
С 01.01.2012 г. отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (ч. 1). Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6).
Судом установлено, что Страйста Д.Ф. в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проходил службу в органах внутренних дел РФ и был уволен по п. "З" ст.19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья) с правом на пенсию. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила ... , в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 15 лет в календарном исчислении.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" Страйста Д.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении, включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
"Дата обезличена" в МВД по РК поступило заявление Страйста Д.Ф. о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.4 ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ с составом семьи 4 человека. К заявлению приложена справка с места учебы дочери и указано, что "другие документы были направлены ранее".
Письмом МВД по РК от "Дата обезличена" Страйста Д.Ф. было сообщено о необходимости предоставления недостающих документов, а именно: акта о проверке жилищных условий с места регистрации; справки по всем местам жительства на территории Российской Федерации с января 1991г. по 30.03.2007г. (далее имеется); копий документов, устанавливающих статус занимаемого жилого помещения, где заявитель зарегистрирован; справки бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) на праве собственности помещений; копии свидетельств о рождении детей; копии паспортов; копию свидетельства о заключении брака; справку с места учебы сына - для детей в возрасте от 18 до 23 лет; выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилые помещения со всей территории РФ с 1998 года.
Указанное письмо расценено истцом как отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи, с чем он обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования о признании отказа незаконным и обязании принять на учет, суд исходил из того, что в представленной в материалы дела копии учетного дела Страйста Д.Ф., имеющегося у ответчика, содержится достаточно доказательств в подтверждение того, что им освобождено ранее занимаемое по месту службы жилье и другой жилой площади он и члены его семьи не имеют; факт наличия у истца права на обеспечение жилым помещением установлен судом ранее. Законом предусмотрена реализация такого права в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, при повторном обращении в уполномоченный орган, истцу необоснованно созданы препятствия в реализации его права на обеспечение жилым помещением в избранной форме (ЕДВ).
В удовлетворении требований истца о предоставлении единовременной социальной выплаты в 2013 году суд отказал, указывая, что настоящие требования адресованы истцом МВД по РК, а органом исполнительной власти, уполномоченным на предоставление гражданам единовременных денежных выплат, определено Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.
В указанной части решение суда сторонами не оспаривается, в связи с чем, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия с выводом суда о частичном удовлетворении заявленных требований считает возможным согласиться.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (части 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с п. 5 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 "О предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2012 г., принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
При этом названным пунктом Правил определено, что к заявлению должны быть приложены следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с места жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Судом первой инстанции, верно, указано, что все необходимые документы имеются в учетном деле истца, которое находится у ответчика. Нуждаемость истца в жилом помещении подтверждена вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда от 08.09.2011г. и оспариванию не подлежит.
Ответчиком в письме от "Дата обезличена" необоснованно предложено истцу представить справки по всем местам жительства и периодам регистрации со всей территории Российской Федерации на истца и членов его семьи с января 1991г. по 30.03.2007г. поскольку предоставление таких документов не предусмотрено п. 5 Правил N 1223 от 30.12.2011г. Необходимые справки ФГУП РК "Республиканское Бюро технической инвентаризации" (за периоды до 10.11.1999г.) и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми и по г. Москве (за периоды после 10.11.1999г.) об отсутствии у истца и членов его семьи жилых помещений на праве собственности в учетном деле истца имеются. Необходимые справки с места жительства истца за последние 5 лет у ответчика имеются, что им самим не отрицается в письме от "Дата обезличена"
Доводы жалобы о том, что ЖБК МВД по Республике Коми не принимала решения об отказе в принятии Страйста Д.Ф. на учет для получения единовременной выплаты, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
В соответствии с п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Заявления Страйста Д.Ф. поступило в МВД по Республике Коми "Дата обезличена", с иском в суд Страйста Д.Ф. обратился "Дата обезличена", однако до настоящего времени МВД по Республике Коми не приняло решения о принятии либо об отказе в принятии Страйста Д.Ф. на учет для получения единовременной выплаты, в то время как необходимые документы у ответчика имеются. Таким образом ответчиком фактически отказано в принятии Страйста Д.Ф. на учет.
Доводы о том, что истец не имеет права на предоставление единовременной социальной выплаты, были предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно отвергнуты судом. С учетом вступившего в законную силу решения Воркутинского городского суда от "Дата обезличена"., судебная коллегия полагает, что Страйста Д.Ф. отвечает требованиям, предусмотренным ч. 6 ст.4 ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ, для принятия на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают сделанных судом выводов, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом представленных доказательств, а также содержат иную, неправильную трактовку существа спорных правоотношений, и норм материального права их регулирующих, в связи, с чем удовлетворению не подлежат.
При разрешении заявленных требований суд исходил из фактических обстоятельств дела и принял законное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.