СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Смирновой Н.И., Головкова В.Л.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 08 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе Чукалиной А.М. на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 23 мая 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Чукалиной А.М. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района" о признании отказа в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки незаконным и признании права на предоставление меры социальной поддержки пенсионеру-бывшему педагогическому работнику, проживающему в сельской местности отказано.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., пояснения Чукалиной А.М., представителя ГБУ "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района" Балакшиной Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чукалина А.М. обратилась в суд с заявлением к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района" о признании отказа в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки незаконным, признании права на предоставление меры социальной поддержки пенсионеру как бывшему педагогическому работнику, проживающему в сельской местности.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района" Баталова С.А. с исковыми требованиями не согласилась.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Полагает, что она как педагогический работник с 16-летним стажем работы в сельской местности, независимо от выхода на пенсию не с образовательного учреждения, имеет право на заявленные льготы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Чукалина А.М. с 15.08.1977 работала в должности ... в различных образовательных учреждениях в сельской местности. 12.04.1994 уволена переводом в Управление социальной защиты населения по согласованию между руководителями, п.5 ст.29 КЗоТ РФ. Педагогический стаж истца в сельской местности составляет более 10 лет.
В последующем трудовая деятельность истца не была связана с исполнением ею трудовых обязанностей в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах. Трудовая пенсия по старости назначена Чукалиной А.М. 28.11.2000.
В судебном заседании установлено, что Чукалина А.М. была зарегистрирована по месту жительства и проживала в пст. "Адрес обезличен" с 07.02.1978 по 15.01.2003, зарегистрирована по месту пребывания в данном населенном пункте с 02.10.2012 по 01.10.2022.
В период осуществления педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, Чукалина А.М. пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, с 1994 года данные меры не предоставлялись.
С заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Чукалина А.М. обратилась к ответчику 21.02.2012.
Приказом ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района" от 21.02.2012 N "Номер обезличен" в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, установленных для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, Чукалиной А.М. отказано. Основанием к отказу явилось то, что Чукалина А.М. уволена с должности по педагогической деятельности до установления трудовой пенсии, на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки не имела.
Уведомлением от 21.02.2012 Чукалина А.М. извещена о результатах рассмотрения заявления о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с частью 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно признал основанием для отказа в удовлетворении требования Чукалиной А.М. о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки пропуск срока для обращения в суд с указанным требованием.
В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Установив, что Чукалина А.М. обратилась в суд с требованиями о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки 25.03.2013,т.е. с нарушением установленного законом срока, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока заявителем не были представлены, то суд в соответствии с вышеприведенной нормой правомерно признал пропуск срока обращения в суд самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления в указанной части.
Разрешая требования в части признания права на предоставление меры социальной поддержки пенсионеру - бывшему педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для предоставления истцу, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона.
При этом ранее не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена. (Данная правовая норма в редакциях Закона РК от 18.11.2008 N 114-РЗ; в ред. Законов РК от 18.11.2009 N 99-РЗ, от 22.02.2011 N 14-РЗ).
Закон Республики Коми от 29.04.2011 N46-РЗ внес изменения в редакцию части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", распространив установленные данной частью меры социальной поддержки на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что обязательным условием получения педагогическим работником мер социальной поддержки является пользование такими льготами на момент выхода на пенсию.
Учитывая, что на момент выхода на пенсию мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Чукалина А.М. не пользовалась, т.е. не приобрела право пользования мерами социальной поддержки в соответствии с ранее действующим законодательством, педагогическую деятельность прекратила до назначения пенсии, правовых оснований для признания за ней права на предоставление мер социальной поддержки, установленных статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", у суда первой инстанции не имелось.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сводятся к неправильному толкованию положений статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части сохранения мер социальной поддержки за педагогическими работниками, вышедших на пенсию и не опровергают верных выводов суда, содержащихся в решении.
В апелляционной жалобе Чукалина А.М. заявляет новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, между тем исходя из положений части 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, данные требования не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции, поскольку в суде первой инстанции заявлены не были и не рассматривались.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно оценил представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 23 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чукалиной А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.