СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Пристром И.Г.
при секретаре Забоевой Н.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 26 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты"
на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 июня 2013 года, по которому
отказано в удовлетворении исковых требований Зайцевой Е.В. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг холодного водоснабжения в размере приходящейся доли фактического объема потребления услуги, горячего водоснабжения в размере приходящейся доли фактического объема потребления услуги, водоотведения в размере приходящейся доли фактического потребления услуги, с "Дата обезличена".
Признано за Зайцевой Е.В. право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с "Дата обезличена".
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" обязано предоставить Зайцевой Е.В. меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с "Дата обезличена".
Взысканы с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" в пользу Зайцевой Е.В. расходы по оказанию юридических услуг в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцева предъявила в суде иск к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты", в котором просит признать право на предоставление мер социальной поддержки и обязать ответчика произвести выплату компенсации расходов по оплате коммунальных услуг. В обоснование указала, что является специалистом образования, работающим и проживающим в поселке городского типа, в связи с чем ей без каких-либо ограничений должны предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилья (плата за наем) и коммунальных услуг: содержание и ремонт жилья, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оплаты доли, приходящейся на нее, фактического объема потребления по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению; отопление и освещение. Однако ответчик предоставляет ей данную льготу в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения и только на нее одну без учета членов семьи с "Дата обезличена"
Ответчик исковые требования не признал и пояснил, что истица не является педагогическим работником, меры социальной поддержки предоставляются как специалисту государственного учреждения Республики Коми в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона и фактических обстоятельств.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истица Зайцева. зарегистрирована и проживает по адресу: "Адрес обезличен" Кроме нее в указанной квартире зарегистрированы: супруг З.В.А., сын З.И.В., сын З.А.В., дочь З.А.В.
Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления "Адрес обезличен" является поселком городского типа подчиненным г. Воркута.
Зайцева работает с "Дата обезличена" работает в должности ... в Государственном учреждении Республики Коми " ... дом ребенка ... ", расположенном по адресу: "Адрес обезличен".
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Зайцевой частично, исходил из того, что Государственное учреждение Республики Коми " ... дом ребенка ... " является учреждением осуществляющим как лечебную, так и педагогическую деятельность. Должностные обязанности ... " ... дома ребенка ... ", которые исполняет истица, соответствуют должностным обязанностям ... , предусмотренным квалификационными характеристиками должностей работников образования. Исходя из этого, суд признал, что Зайцева является педагогическим работником, работающим и проживающим в поселке городского типа, и соответственно имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории населения в соответствии с ст. 55 Федерального закона "Об образовании".
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции не учел, что Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 N 344н утверждено типовое положение о доме ребенка, согласно которому дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по принятию типового положения определены статьей 14 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Также в соответствии со статьей 54 Федерального закона Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 343н утвержден Порядок содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения согласно приложению.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года, действовавшего на период разрешения спора, к образовательным относятся учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному этому положению это Положение является типовым для следующих видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
На основе Типового положения образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатывает свой устав, который утверждается учредителем.
Таким образом, из действующих нормативных актов следует, что дом ребенка не отнесен к образовательным учреждениям.
Уставом ГУ РК " ... дом ребенка ... " предусмотрено осуществление доврачебной, педагогический и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей с рождения до 4-х лет 11 месяцев 29 дней. Для достижения указанных целей Дом ребенка занимается педагогической, медицинской, фармацевтической деятельностью. Вместе с тем данные обстоятельства не дают основания дл отнесения Дома ребенка к образовательным учреждениям в силу нового правового регулирования.
При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что Зайцева является педагогическим работником образовательного учреждения после "Дата обезличена" является неправомерным. Признание за истицей права на меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории населения в соответствии с ст.55 Федерального закона "Об образовании" после указанной даты является неправомерным. В соответствии со ст. 55 Закона РФ "Об образовании", действовавшего до 1 сентября 2013 года, определяющей права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приведенные апелляционной жалобе ответчика доводы об отсутствии у истицы права на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями ст. 55 Закона РФ "Об образовании" до нового правового регулирования деятельности ... дома ребенка не соответствуют материалам дела и противоречат требованиям закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить в части указания права истицы на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" и отказом в удовлетворении требования за период после "Дата обезличена". Поскольку после указанной даты предоставление мер социальной поддержки истице осуществлялось в соответствии с положениями Закона Республики Коми N 55-РЗ "О мерах социальной поддержки населения в Республике Коми" как специалисту государственного учреждения Республики Коми (образование, культура, здравоохранение, ветеринарная служба, физическая культура и спорт), работающему и проживающему в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 27 июня 2013 года изменить.
В удовлетворении исковых требований Зайцевой Е.В. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг холодного водоснабжения в размере приходящейся доли фактического объема потребления услуги, горячего водоснабжения в размере приходящейся доли фактического объема потребления услуги, водоотведения в размере приходящейся доли фактического потребления услуги, с "Дата обезличена", о признании права на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с "Дата обезличена" отказать.
Признать за Зайцевой Е.В. право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" предоставить Зайцевой Е.В. меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.