СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ошманкевича Р.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 2 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 июля 2013 года, которым постановлено:
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственный услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" в пользу Лютоевой Ю.Д. денежные средства в размере ...
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения истца Лютоевой Ю.Д., представителя ответчика ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" Шенцевой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лютоева Ю.Д. обратилась в суд с иском к ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" (далее - ГБУ РК "ЦСЗН г.Сыктывкара") о взыскании денежных средств в размере ... В обоснование заявленных требований указала, что с декабря 2009 года по май 2012 года являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При повторном обращении Лютоевой Ю.Д. за предоставлением субсидии ответчик пришел к выводу о том, что ей необоснованно выплачена субсидия за период с 01.12.2009 по 31.05.2012 в размере ... , и предъявил требование о возврате субсидии. Истец возвратила указанную денежную сумму, однако полагает, что даже с учетом полученных доходов имела право на получение субсидии в размере ... , в связи с чем взыскание ответчиком с нее всей суммы субсидии неправомерно.
В последующем истец уточнила заявленные требования: просила признать требование ответчика о возврате в бюджет субсидии в размере ... за периоды с 01.12.2009 по 31.05.2012 незаконным, обязать ответчика возвратить истцу добровольно уплаченную сумму субсидии в размере ...
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "ЦСЗН г.Сыктывкара" не соглашается с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Установлено, что Лютоева Ю.Д. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с декабря 2009 года по май 2012 года.
21.11.2012 Лютоева Ю.Д. обратилась в отдел предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для повторного оформления субсидии, ею был представлен полный пакет документов, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи.
На основании выписки из лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде, представленной 28.11.2012 в отдел предоставления субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и справок о доходах 2-НДФЛ ответчиком установлено, что истец осуществляла в 2009, 2011 годах трудовую деятельность.
Учитывая изложенное, ответчик посчитал, что истцу необоснованно выплачена субсидия за период с 01.12.2009 по 31.05.2012 в размере ... , в связи с чем 03.12.2012 направил в адрес истца предложение о возврате необоснованно полученной субсидии в добровольном порядке.
10.12.2012 Лютоева Ю.Д. возвратила в кассу ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывкара" сумму полученной субсидии в размере ...
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
В силу п.60 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
На основании п. 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что возвращение средств, необоснованно полученных в качестве субсидии возможно при условии, если изменения материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи повлекли утрату права на получение субсидии. В ином случае необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии.
Поскольку, как следует из оставленной ответчиком справки о размере субсидии Лютоевой Ю.Д., с учетом доходов от трудовой деятельности истец все равно имела право на субсидию в размере ... , суд правильно взыскал с ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывкара" в пользу истца сумму необоснованно истребованной у Лютоевой Ю.Д. субсидии.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Лютоевой Ю.Д. предоставлена в отдел предоставления субсидий заведомо недостоверная информация о доходах, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, решение о прекращении выплаты истцу субсидии по данному основанию уполномоченным органом не принималось, а в качестве основания для возвращения необоснованно полученных средств данное обстоятельство не предусмотрено.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.