СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Машкиной И.М.
при секретаре Нечаевой Л.И.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.
рассмотрела в судебном заседании 09 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" на решение Сыктывкарского городского суда от 04 июня 2013 года, которым обязано ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" устранить нарушения действующего законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно:
- обеспечить освещение горизонтальной и вертикальной поверхности входа в подъезд жилого дома "Адрес обезличен", а также освещение пешеходной дорожки входа в здание, освещение территории двора жилого здания в вечернее время суток;
- обеспечить зеленые насаждения (кустарники) по периметру площадки для мусорных контейнеров;
- провести косметический ремонт лестничных клеток и коридоров здания, за исключением мест общего пользования ... этажа;
- обеспечить наличие на окнах и дверях лестничных клеток пригнанных притворов, уплотняющих прокладок, фурнитуры;
- обеспечить закрытие шкафов с электрощитами на запорные устройства; вывесить на здании и дверях квартир таблички с указанием номеров квартир;
- обеспечить теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков;
- провести ремонт заполнений оконных проемов, за исключением мест общего пользования ... этажа;
- обеспечить наличие на светильниках защитных плафонов, установить на распределительных электрических коробках защитные крышки;
- обеспечить освещение тамбура и наружное освещение на входе в жилую зону; восстановить приборы отопления на межэтажных площадках;
- восстановить вентиляционные решетки.
Обязано ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" установить автоматическую пожарную сигнализацию в помещения общественного назначения дома "Адрес обезличен" в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязано ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" принять меры к проведению регистрации права оперативного управления дома "Адрес обезличен" в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя Министерства РФ по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Булатова Э.Н., представителя ТУ Росимущество по Республике Коми - Киселева В.И., заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском к ФГКУ "1 отряд ФПС по Республике Коми" о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства.
Определениями суда от "Дата обезличена" и "Дата обезличена" к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное Агентство по Управлению имуществом (Росимущество), К.., А.., И. П.., Министерство Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Представитель прокуратуры ... на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Ш.., К. исковые требования поддержали.
Представители ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" Напалков Д.Д., Киселев В.И. с исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель Федерального Агентства по Управлению имуществом (Росимущество) Киселев В.И. с требованиями не согласился.
К., И., П. представитель Министерства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" просит решение суда отменить как постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Ш., К., А., И., П., представитель Министерства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в заседание судебной коллегии не явились, извещены судом о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем, согласно статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Установлено, что ходе проведенной прокуратурой г. Сыктывкара проверки ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" относительно соблюдения требований федерального законодательства при эксплуатации дома "Адрес обезличен" установлено, что ФГКУ ... ФПС по РК" не осуществлена регистрация права оперативного управления домом "Адрес обезличен", а также выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Кроме того, помещения общественного назначения не защищены автоматической пожарной сигнализацией.
Разрешая требования в части регистрации права оперативного управления дома "Адрес обезличен", суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, правильно указал на отсутствие доказательств, подтверждающих то, что со стороны ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" были приняты все допустимые и исчерпывающие меры по осуществлению регистрации права оперативного управления на спорный объект.
Вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право оперативного управления подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из материалов дела, здание пожарного депо "Адрес обезличен" относится к федеральной собственности на основании постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. N 2030-1 и передано в оперативное управление ГУ "1 отряд ФПС по РК" распоряжением ТУ Росимущества в РК от 04.04.2011 N 54. Доказательств регистрации права оперативного управления в материалы дела и того, что хозяйствующим субъектом приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение законодательства, не представлено.
В связи с этим, вопреки доводам жалобы, иск прокурора в указанной части обоснованно удовлетворен.
Оснований не согласиться с выводами суда о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, норм технической эксплуатации жилищного фонда жилищного, противопожарного законодательства, также не имеется.
Признавая незаконными действия ответчика в части нарушения действующего законодательства и возлагая на учреждение обязанность по устранению этих нарушений путем проведения ряда мероприятий, суд правильно исходил из того, что юридическое лицо в силу прямого указания в законе обязано выполнять требования законодательства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Установлено, что спорный объект недвижимости - пожарное депо находиться в оперативном управлении ГУ ... ФПС по РК", состоит из нежилых помещений (общей площадью ... кв.м.) и жилых помещений (общей площадью ... кв.м.), ряд жилых помещений принадлежит физическим лицам на праве собственности, часть - отнесены к служебным жилым помещениям. Также из материалов дела видно, что управление домом "Адрес обезличен", в том числе по содержанию и ремонту, осуществляется ответчиком.
Поскольку наличие нарушений требований законодательства в здании ГУ ... ФПС по РК" установлено соответствующими актами, то суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" обязанность по устранению выявленных нарушений, поскольку они создают угрозу жизни и здоровью граждан. При этом ответчиком не представлено доказательств применения адекватных мер для устранения указанных нарушений законодательства.
Довод жалобы относительно необходимости возложения обязанностей по устранения нарушений на всех собственников жилых помещений несостоятелен. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 05.01.1998г. N3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления административных зданий, нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников. Поскольку на момент рассмотрения дела договор с собственниками жилых помещений о совместном содержании мест общего пользования не заключен, ответчик фактически принял на себя функции по управлению домом, то судом правомерно и обоснованно возложена обязанность по устранению недостатков спорного здания на ФГКУ ... ФПС по Республике Коми", осуществляющего полномочия собственника, что не противоречит ст. 210, 296 ГК РФ, и наличие у физических лиц, проживающих в жилых помещениях задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, не является основанием для освобождения ответчика от ответственности по соблюдению законодательства. Согласно названным нормам собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда от 04 июня 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ ... ФПС по Республике Коми" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.