СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Голикова А.А. и Жуковской С.В.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 09 сентября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 июля 2013 года, по которому
взысканы с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Гусейновой Н.А. излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере ... рублей и компенсация морального вреда в размере ... рублей;
взыскана с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" государственная пошлина в размере ... рублей в доход муниципального образования городского округа "Воркута".
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гусейнова Н.А. обратилась в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц в размере ... рублей и компенсации морального вреда в размере ... рублей.
В обоснование требований указала, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях. За период с марта 2010 года по 2012 год из ее заработной платы удержан налог на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям. Полагает удержание незаконным, поскольку предоставление бесплатных билетов является компенсацией, предусмотренной Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", и не подлежит налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" просит об отмене решения суда в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истица Гусейнова Н.А. работает в Воркутинском территориальном участке Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурном подразделении Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в должности ...
В 2010, 2011, 2012 годах истица воспользовалась правом бесплатного проезда по личным надобностям по транспортным требованиям, выданным работодателем. Стоимость бесплатного проезда истица была включена ответчиком в налогооблагаемую базу по НДФЛ как доход, полученный в натуральной форме, и с нее удержан налог на доходы физических лиц в общей сумме ... рубля.
Частью 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Согласно пункту 8.2.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы работодателем работникам предоставляется гарантия в виде проезда по личным надобностям по территории Российской Федерации в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий один раз в год и проезд в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплаты (компенсации) проезда.
В силу пункта 4.2.3 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2011-2013 годы, работники имеют право бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следовании всех категорий в направлении туда и обратно.
Порядок выдачи транспортных требований для оформления проезда по личным надобностям регулируется Правилам выдачи транспортных требований ОАО "РЖД" для проезда на железнодорожном транспорте общего пользования", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 09.03.2010 N 452р.
Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
То есть, в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, признаются доходами, которые в силу пункта 3 данной статьи не подлежат налогообложению.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Учитывая приведенные нормы права, положения ОТС и коллективного договора ОАО "РЖД", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что компенсация в виде предоставления работнику проездных документов, обеспечивающих безденежный проезд от места жительства к месту использования отдыха и по личным надобностям, не подлежит налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проезд на железнодорожном транспорте по личным надобностям к месту использования отпуска работником является доходом, полученным работниками ОАО "РЖД" в натуральной форме и не является компенсационной выплатой, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Порядок реализации права работника на бесплатный проезд как работающему в районах Крайнего Севера, так и в связи с работой в организациях железнодорожного транспорта, осуществляется путем выдачи бесплатных транспортных требований. Соответственно, названные компенсации, предоставляемые как в рамках Закона о Северах, так и в рамках Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", имеют одинаковую правовую природу, в связи с чем относятся к предусмотренной п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации категории компенсации, не подлежащей налогообложению.
Доводы жалобы о том, что работники Северной дирекции по тепловодоснабжению не относятся к работникам железнодорожного транспорта общего пользования, в связи с чем истица не может быть отнесена к категории работников, имеющих право на бесплатный проезд, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Северная дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению, является филиалом ОАО "РЖД".
Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на организации железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относится ОАО "РЖД".
Железнодорожный транспорт общего пользования, по смыслу настоящего Закона, - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Закон рассматривает данный вид транспорта в качестве комплекса, включающего в себя ряд объектов, технологически между собой взаимосвязанных, отсутствие которых затрудняет, а в ряде случаев делает невозможным перевозочный процесс.
Инфраструктура представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
По логике названного Закона понятие инфраструктуры предполагает совокупность вспомогательных объектов, сущность и значение которых сводится в реализации основного назначения всей системы железнодорожного транспорта, что непосредственно вытекает из формулировки данного положения, предусматривающего, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих функционирование данного вида транспорта
Таким образом, к объектам данной категории может быть отнесено любое имущество, цель использования которого тесно связана с процессом перевозки железнодорожным транспортом общего пользования. При этом основным критерием отнесения объекта к данной категории является его участие в жизнедеятельности железнодорожного транспорта.
Согласно п. 9 Положения о Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 8 Положения о Северной дирекции по тепловодоснабжению, основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
Таким образом, оказываемые данными организациями услуги напрямую связаны с обеспечением деятельности и работы железнодорожного транспорта общего пользования.
Данный вывод не противоречит и постановлению Правительства Российской Федерации т 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", которым утвержден перечень имущества, относящегося в силу пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих объектов и освобожденных от уплаты налога на имущество.
То обстоятельство, что в указанный перечень объектов не входят объекты, находящиеся на балансе Северной дирекции по тепловодоснабжению, в том числе, и объект на котором работает истица, правового значения не имеет.
Данным постановлением перечень имущества был утвержден в целях обозначения его как объекта, освобожденного от налогообложения. При этом обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому и в этом случае является наличие технологической связи между имуществом, поименованным в перечне, и железнодорожными путями общего пользования.
Таким образом, Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" позволяет оценивать любой объект с точки зрения его принадлежности к инфраструктуре железнодорожного транспорта, исходя из его назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
В соответствии с Уставом Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли. Для достижения целей, указанных в уставе, общество вправе осуществлять основные виды деятельности, в том числе, поставку (продажу) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену постановленного судом решения, поскольку были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводы суда не опровергают, по существу сводятся иной оценке доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.