СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 12 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 июля 2013 года, по которому
Исковые требования Кравченко Л.Н. удовлетворены.
Признано право Кравченко Л.Н. на получение жилищной субсидии, на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации с датой постановки на учет "Дата обезличена".
Обязано Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми через администрацию Муниципального образования городского округа "Воркута" выделить Кравченко Л.Н. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья для переселения из районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности, исходя из даты постановки на учет "Дата обезличена".
Обязана администрация Муниципального образования городского округа "Воркута" предоставить Кравченко Л.Н. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья для переселения из районов Крайнего Севера, в порядке установленной очередности.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя Минархстрой РК - Зиновьевой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кравченко Л.Н. обратилась в суд с иском о признании за ней права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", о включении в очередность с датой постановки на учет "Дата обезличена". В обоснование требований указала, что "Дата обезличена" на учет на переселение из районов Крайнего севера с использованием средств федерального бюджета принят её отец И.Н.М. Она была включена в список как член семьи И.Н.М. "Дата обезличена" ее отец умер. На основании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Муниципального образования городского округа "Воркута" "Дата обезличена" осуществлен перевод очереди умершего на неё с датой постановки на учет "Дата обезличена". Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми отказало ей в предоставлении жилищной субсидии, в связи с тем, что на дату постановки И.Н.М. на учет, дочь и отец не являлись членами одной семьи, были зарегистрированы по разным адресам, Кравченко Л.Н. не имела требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. Истица полагает данный отказ незаконным.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой РК просит решение суда отменить, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель Минархстрой РК в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанным федеральным законом установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий: - в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); - во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; - в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Из материалов дела следует, что И.Н.М. состоял в ОАО " В." в общей очереди на переселение из районов Крайнего севера с "Дата обезличена", состав семьи 1 человек. В последующем включен в общий список лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата, при администрации Муниципального образования городского округа "Воркута". С ... года состоял в списках с составом семьи 3 человека (дочь Кравченко Л.Н., внук К.Д.А.).
Согласно свидетельству о смерти от "Дата обезличена" И.Н.М. умер "Дата обезличена".
"Дата обезличена" Кравченко Л.Н. обратилась с заявлением на имя главы администрации Муниципального образования городского округа "Воркута" о переводе очереди на получение жилищной субсидии с умершего отца И.Н.М. на неё. Решением жилищной комиссии при администрации Муниципального образования городского округа "Воркута" от "Дата обезличена" заявление удовлетворено.
Однако Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми отказало ей в предоставлении жилищной субсидии, в связи с тем, что на дату постановки И.Н.М. на учет, дочь и отец не являлись членами одной семьи, были зарегистрированы по разным адресам, Кравченко Л.Н. не имела требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ст.1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" в редакции, действующей с 01 января 2012 года, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не была предусмотрена возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии. Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не устанавливал.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определение от 12 марта 2013 года, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Кравченко Л.Н., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до ее получения, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя в связи с фактом смерти ее отца И.Н.М. до 1 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее действовавшим законодательством не была предусмотрена возможность перевода очереди на другого члена семьи умершего гражданина, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Кравченко Л.Н. не имеет права состоять в очереди на получение субсидии с "Дата обезличена" по категории " ... ", не может являться основанием для отмены правильного по существу решения суда, поскольку указанный довод в суде первой инстанции не приводился и, соответственно, судом не исследовался, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований сомневаться в правильности выводов Воркутинского городского суда Республики Коми в части определения даты постановки истца на учет на получение жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.