СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 16 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги" на заочное решение Печорского городского суда Республики Коми от 22 мая 2013 года, по которому взыскан с ОАО "Российские железные дороги" в пользу Л. излишне удержанный налог на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям в сумме ... ) и компенсация морального вреда в сумме ... рублей (пятьсот рублей); взыскана с ОАО "Российские железные дороги" государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района "Печора" в сумме 600 рублей (шестьсот рублей); в остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Орловой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л. обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании налога на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям в размере ... рубля и компенсации морального вреда в сумме ... рублей. В обоснование требований истец указал, что работает в Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурном подразделении Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в должности оператора котельной депо ст.Печора с 08 апреля 1996 года. За период с 2011 года по настоящее время из заработной платы истца удержан налог на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям в общей сумме ... рубля, из которых: ... рубль в 2011 году и 211 рублей в 2012 году. Истец считает действия ответчика незаконными, поскольку предоставление бесплатных транспортных требований является компенсацией, предусмотренной Федеральным законом "О железнодорожном транспорте", и не подлежит налогообложению. Кроме того просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме ... рублей, указывая, что из-за незаконного удержания суммы налога он испытывал моральные и нравственные страдания, переживал чувства обиды и ущемленности.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.
Дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика.
Судом принято указанное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе Северная дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиал ОАО "Российские железные дороги" с решением суда не согласна и просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом, Л. состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности оператора котельной в Северной дирекции по тепловодоснабжению-структурном подразделении Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД".
Из материалов дела следует, что ответчик включил стоимость бесплатного проезда истца по личным надобностям за 2011-2012 год в налогооблагаемую базу по НДФЛ как доход, полученный в натуральной форме, и удержал налог по ставке 13% на общую сумму ... руб., а именно: в 2011 году сумма НДФЛ удержана в размере ... руб., в 2012 - 211 руб.
Пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Порядок выдачи транспортных требований для оформления проезда по личным надобностям регулируется Правилами выдачи транспортных требований ОАО "РЖД" для оформления безденежного проезда, утвержденными Распоряжением ОАО "РЖД" от 09.03.2010 N 452 р.
Положениями пункта 4.4 вышеуказанных Правил предусмотрено право штатного работника ОАО "РЖД", непрерывно отработавшего 11 месяцев в ОАО "РЖД", на получение разовых транспортных требований форм 6, 6-В и 11 для проезда по личным надобностям в поездах дальнего следования и пригородного сообщения по истечении 11 месяцев непрерывной работы в ОАО "РЖД".
Согласно пункту 8.2.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2011-2013 годы работодателем предоставляются работникам гарантии, в том числе, проезд по личным надобностям по территории Российской Федерации в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий один раз в год и проезд в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплату (компенсацию) проезда.
В соответствии с п. 3.4.1 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2008 - 2010 годы и п. 4.2.3 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2011 - 2013 годы работнику предоставляется право бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий в направлении туда и обратно.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, приведен в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в абзаце первом статьи 217 Кодекса указываются виды доходов физических лиц, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а пункт 3 данной статьи к таким доходам относит все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
То есть в соответствии со статьей 217 Кодекса компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, признаются доходами, которые в силу пункта 3 данной статьи не подлежат налогообложению.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Учитывая приведенные нормы права, положения ОТС и коллективного договора ОАО "РЖД", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что компенсация в виде предоставления работнику проездных документов, обеспечивающих безденежный проезд от места жительства к месту использования отдыха и по личным надобностям, не подлежит налогообложению в соответствии с п.3 ст.217 НК РФ, поскольку данная компенсация предоставляется работодателям работникам в связи с осуществлением ими своих трудовых обязанностей.
Доводы жалобы о том, что проезд на железнодорожном транспорте по личным надобностям к месту использования отпуска работником является доходом, полученным работниками ОАО "РЖД" в натуральной форме и не является компенсационной выплатой, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Вывод суда мотивирован, его правильность у судебной коллегии сомнений не вызывает.
Порядок реализации права работника на бесплатный проезд как работающему в районах Крайнего Севера, так и в связи с работой в организациях железнодорожного транспорта, осуществляется путем выдачи бесплатных транспортных требований. Соответственно, названные компенсации, предоставляемые как в рамках Закона о Северах, так и в рамках Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", имеют одинаковую правовую природу, в связи с чем относятся к предусмотренной п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ категории компенсации, не подлежащей налогообложению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работники Северной дирекции по тепловодоснабжению не относятся к работникам железнодорожного транспорта общего пользования, в связи с чем Л. не может быть отнесен к категории работников, имеющих право на бесплатный проезд, предоставленный п.5 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте, также не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Северная дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению является филиалом ОАО "Российские железные дороги".
Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на организации железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относится ОАО "РЖД".
Железнодорожный транспорт общего пользования, по смыслу настоящего Закона, - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Закон рассматривает данный вид транспорта в качестве комплекса, включающего в себя ряд объектов, технологически между собой взаимосвязанных, отсутствие которых затрудняет, а в ряде случаев делает невозможным перевозочный процесс.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Инфраструктура представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
По логике названного Закона понятие инфраструктуры предполагает совокупность вспомогательных объектов, сущность и значение которых сводится в реализации основного назначения всей системы железнодорожного транспорта, что непосредственно вытекает из формулировки данного положения, предусматривающего, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих функционирование данного вида транспорта
Таким образом, к объектам данной категории может быть отнесено любое имущество, цель использования которого тесно связана с процессом перевозки железнодорожным транспортом общего пользования.
При этом основным критерием отнесения объекта к данной категории является его участие в жизнедеятельности железнодорожного транспорта.
Согласно п. 9 Положения о Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 8 Положения о Северной дирекции по тепловодоснабжению, основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
Таким образом, оказываемые данными организациями услуги напрямую связаны с обеспечением деятельности и работы железнодорожного транспорта общего пользования.
Данный вывод не противоречит и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, на положения которого ссылается податель апелляционной жалобы, "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций", которым утвержден Перечень имущества, относящегося в силу пункта 11 статьи 381 НК РФ к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих объектов и освобожденных от уплаты налога на имущество.
То обстоятельство, что в указанный Перечень объектов не входят объекты, находящиеся на балансе Северной дирекции по тепловодоснабжению, в том числе, и объект на котором работает истец, правового значения не имеет.
Данным Постановлением Перечень имущества был утвержден в целях обозначения его, как объекта, освобожденного от налогообложения.
При этом обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому и в этом случае является наличие технологической связи между имуществом, поименованным в Перечне, и железнодорожными путями общего пользования.
Таким образом, в целом формулировка Закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" позволяет оценивать любой объект с точки зрения его принадлежности к инфраструктуре железнодорожного транспорта, исходя из его назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
Кроме того, следует отметить, что в силу ранее действовавших нормативных актов, в том числе, Приказов Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 декабря 1997 года N 24 Ц "О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог", от 21 сентября 2003 года N 66 "О внесении изменения в Приказ МПС России от 15 декабря 1997 г. N 24 Ц", к предприятиям и обособленным структурным подразделениям основной деятельности железной дороги относились Дистанции водоснабжения и водоотведения.
Уставом Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", главными целями деятельности общества признаны обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли. Основными задачами общества являются, в том числе, поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле и исследованных судом доказательств. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на те же обстоятельства, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции, давшего им надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в решении суда и настоящем определении.
Судебная коллегия с оценкой, данной судом по имеющимся в деле доказательствам, соглашается и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит. Суд первой инстанции верно применил нормы материального права, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 22 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.