СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Орловой И.А., Архаровой Л.В.
при секретаре Поповой О.К.
рассмотрела в судебном заседании 19 сентября 2013 года дело по апелляционным жалобам Терехиной О.Н., Агентства Республики Коми по социальному развитию, Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию г. Воркута на решение Воркутинского городского суда от 25 февраля 2013 года, котором с учетом определения Воркутинского городского суда от 15.04.2013
отменен приказ "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о расторжении служебного контракта с работником Терехиной О.Н.;
Терехина О.Н. восстановлена на работе в должности ... с "Дата обезличена";
с Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркута взыскана в пользу Терехиной О.Н. оплата вынужденного прогула в сумме ... рублей с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в РК, единовременная выплата за ... , ... , ... годы, материальная помощь за ... , ... , ... годы в сумме ... рублей;
с Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркута взысканы в пользу Терехиной О.Н. судебные расходы в размере ... руб., компенсация морального вреда в сумме ... руб., а всего взыскана ... руб.;
и на дополнительное решение Воркутинского городского суда от 29 июля 2013 года, котором
с Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркута взыскана в пользу Терехиной О.Н. индексация заработной платы за время вынужденного прогула в сумме ... рубля,
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя Терехиной О.Н. Рочевой И.О., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение и дополнительное решение подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терехина О.Н. обратилась в суд с иском, к Отделу опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию г. Воркута и Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании приказа "Номер обезличен" от "Дата обезличена" незаконным, восстановлении на работе в должности ... , взыскании компенсации за время вынужденного прогула с учётом индексации, взыскании материальной помощи и единовременной выплаты за ... - ... годы, возмещения морального вреда, взыскании судебных расходов.
Определением Воркутинского городского суда от "Дата обезличена" принят отказ Терехиной О.Н. от исковых требований к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула с учётом индексации, взыскании материальной помощи, единовременный выплаты, возмещения морального вреда и взыскании судебных расходов.
Ответчики исковые требования не признали.
Суд постановил приведенное выше решение и дополнительное решение.
В апелляционных жалобах Агентства Республики Коми по социальному развитию и Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию г. Воркута ставиться вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального права.
В апелляционной жалобе Терехина О.Н. просит решение Воркутинского городского суда изменить в части размера подлежащей взысканию суммы вынужденного прогула.
В апелляционной жалобе Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию г. Воркута также ставиться вопрос об отмене дополнительного решения Воркутинского городского суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст.167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для их удовлетворения не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица "Дата обезличена" была принята на должность ...
В связи с организационно-штатными мероприятиями по сокращению предельной численности работников аппаратов, проводимыми Правительством Республики Коми, с "Дата обезличена" занимаемая заявительницей должность подлежала сокращению (приказ УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Воркуте от "Дата обезличена" "Номер обезличен"), о чем О.Н. Терехина была письменно предупреждена "Дата обезличена".
"Дата обезличена" истице было вручено уведомление о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением перечня этих должностей.
Приказом УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Воркуте от "Дата обезличена" заявительница с "Дата обезличена" была освобождена от занимаемой должности и уволена по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы).
Отменяя оспариваемый приказ и восстанавливая истицу на службе суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком нарушена процедура увольнения.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции поскольку он основан на верном толковании норм материального права и подтверждается материалами дела.
Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, осуществляется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статья 31 которого определяет порядок проведения мероприятий по реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращению должностей государственной гражданской службы и в части 4 предусматривает, что государственный гражданский служащий, который отказывается от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы. В этом случае, а также при непредоставлении иной должности государственной гражданской службы служебный контракт с государственным гражданским служащим прекращается на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предпосылкой прекращения служебного контракта по указанному основанию являются мероприятия по сокращению должностей государственной гражданской службы, связанные в том числе с реорганизацией государственного органа либо изменением его структуры.
При этом прекращение служебного контракта допускается с государственным гражданским служащим в связи с проведением организационно-штатных мероприятий фактически по инициативе представителя нанимателя, который принимает окончательное решение об увольнении государственного гражданского служащего по своему усмотрению, при том что - в отличие от правового регулирования порядка расторжения служебного контракта с государственными служащими, проходящими государственную службу иного вида, - формулировка основания (причины) увольнения в этом случае не связывается с сокращением штата, а следовательно, и с волеизъявлением представителя нанимателя.
В этой связи, как правильно указал суд первой инстанции увольнение государственных гражданских служащих по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не может осуществляться без предоставления гарантий, предусмотренных для случаев расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
Доводы в жалобе Агентства РК по социальному развитию об обратном судебной коллегией не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании приведенных выше норм.
Из дела следует, что истица с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" находилась в оплачиваемом отпуске продолжительностью ... календарных дней, в том числе ей было предоставлено ... календарных дня (с "Дата обезличена" по "Дата обезличена") ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ... календарных дня ( ... и "Дата обезличена") дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет на должностях государственной гражданской службы.
В силу ч. 6 ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Следовательно, истица была уволена по инициативе работодателя в период ее нахождения в отпуске.
В соответствии со ст. 394 Трудового Кодекса РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
В силу абзаца 2 ст. 139 Трудового Кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Так как исковые требования Терехиной О.Н. о восстановлении на работе были удовлетворены судом, то обоснованным является и вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истицы заработной платы за время вынужденного прогула.
Согласно материалам дела, вынужденный прогул истца имел место с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" и составил ... дней.
Среднедневная заработная плата истицы составляла ...
Указом Главы РК N 92 от 25.07.2012 года с 01.10.2012 года увеличено денежное содержание государственных гражданских служащих РК в 1,06 раз
Поскольку в период вынужденного прогула повышались оклады всем работникам Отдел опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркута, то средний заработок, исчисленный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит корректировке по правилам п. 17 Положения.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной плат" средний заработок, определенный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула в организации (филиале, структурном подразделении) повышались тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, за ... рабочих дней расчет подлежащего взысканию заработка подлежит исчислению из размера среднедневного заработка ... рубля и составит ... руб.
При этом доводы представителя истца о том, что средний заработок за время вынужденного прогула не подлежит снижению на сумму выплаченной истице компенсации, связанной с увольнением государственного служащего судом обоснованно отклонены.
При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету (п. 62 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17.03.2006). Это правило применяется и в отношении государственных гражданских служащих, поскольку законодательством о государственной гражданской службе не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
По смыслу указанной нормы данная выплата компенсационного характера по существу представляет собой повышенный размер выходного пособия для случаев увольнения государственного гражданского служащего по не зависящим от него основаниям.
В соответствии с пунктом 62 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ данная компенсация подлежит зачету при взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в том же порядке, что и сумма выходного пособия.
Из материалов дела следует, что истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме ... рублей, сохраненный заработок за 5 месяц, сохраненный заработок за 6 месяц в общей сумме ... рублей.
Таким образом, размер заработной платы за время вынужденного прогула обоснованно снижен судом первой инстанции на сумму полученной денежной компенсации в размере ... рублей.
Принимая во внимание, что несвоевременно выплаченные суммы заработной платы, материальной помощи, единовременной выплаты частично утратили свою покупательскую способность, суд, в том числе дополнительным решением, правомерно обязал ответчика произвести индексацию взыскиваемых сумм, указав ко взысканию ... рублей.
При предоставлении государственному гражданскому служащему Республики Коми ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в календарном году производится единовременная выплата. Размер единовременной выплаты равен двум окладам денежного содержания гражданского служащего Республики Коми с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Размер единовременной выплаты исчисляется на день предоставления гражданскому служащему Республики Коми ежегодного оплачиваемого отпуска (его части). (Указ Главы РК от 03.03.2006 N 31).
Выплата ежегодной материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания предусмотрена п.п.8 п.5 Указа Главы РК N 155 от 01.12.2005г.
В этой связи, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г.Воркута материальной помощи за ... , ... , ... года в сумме ... рублей, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за ... , ... , ... года в сумме ... рублей.
В соответствии с ч. 9 ст. 394 Трудового кодекса РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлена вина ответчика в необоснованном увольнении истца, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, объёма и характера, причинённых истцу нравственных и физических страданий, с учетом требований разумности и справедливости, периода нарушения трудовых прав истца, обоснованно взыскал в пользу Терехиной О.Н. компенсацию морального вреда в сумме ... руб.
Оснований для снижения размера компенсации морального вреда, как о том ставиться вопрос в апелляционных жалобах ответчиков, судебная коллегия не усматривает.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения и дополнительного решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 25.02.2013 и дополнительное решение Воркутинского городского суда от 29.07.2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Терехиной О.Н., Агентства Республики Коми по социальному развитию, Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию г. Воркута - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.