Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19 сентября 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Головкова В.Л., Голикова А.А.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 19 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе начальника отдела Военного комиссариата Республики Коми по г.Ухте на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 июля 2013 года, которым оставлено без удовлетворения заявление временно исполняющего обязанности начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Ухта на представление заместителя прокурора г. Ухта Республики Коми Нургазиной ФИО13 от ...
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Временно исполняющий обязанности начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г.Ухте обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора г.Ухты от ... N ... В обоснование заявления указано, что прокурор ошибочно квалифицировал предоставление гражданину Белову М.Ю. отсрочки от призыва на военную службу, как нарушение закона, при этом также указал, что на начальника отдела незаконно возложена обязанность по привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности, в то время когда это право руководителя при наличии вины у соответствующих лиц.
В судебном заседании представитель Военного комиссариата Республики Коми по г.Ухте, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, не явился, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель прокуратуры г.Ухты Коснырева О.Н. и заместитель прокурора г.Ухты Нургазина Н.Т. с заявленными требованиями не согласились.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник отдела Военного комиссариата Республики Коми по г.Ухте просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как установлено судом, прокуратурой г.Ухты проведена проверка по поручению вышестоящей прокуратуры по вопросам соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе в деятельности Ухтинского городского отдела военного комиссариата Республики Коми.
В ходе проверки установлено, что 28.12.2012 гражданину Белову М.Ю. 1993г.р., предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в 2012 году, в связи с его обучением по очной форме в аккредитованном государством ВУЗе.
Основанием для принятия решения о предоставлении отсрочки явились положения подпункта "а" п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", при этом призывная комиссия, принимая решение основывалась на сведениях, изложенных в справке ректора ГБОУ ВПО "Ярославская государственная медицинская академия", датированной 24.04.2012 и поступившей в ОВК 02.05.2012 г.
Указанные обстоятельства отражены в представлении заместителя прокурора города Нургазиной Н.Т. от 22.04.2013 N 07-02-2013/5360, в котором отсрочка от призыва на военную службу, предоставленная гражданину Белову М.Ю., квалифицирована как необоснованная.
Разрешая спор и признавая заявленные требования необоснованными, суд исходил из того, что изложенные в представлении прокурора выводы о незаконном предоставлении призывнику Белову М.Ю. отсрочки нашли своё подтверждение в судебном заседании, при этом суд основывался на следующих положениях закона.
Так, в соответствии с подпунктом "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" предоставляет гражданину право на отсрочку от призыва на военную службу в случае его обучения по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Однако, в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 утверждено Положение "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации".
В пункте 18 данного Положения указано, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара.
Приказом Минобороны РФ от 02.10.2007 N 400 утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе.
В приложении N 32 к данной Инструкции указано, что граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, ежегодно в сентябре - октябре представляют в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, справку с места работы или учебы.
В данном случае прокурорской проверкой установлено, что отсрочка от военной службы призывнику Белову М.Ю. предоставлена решением призывной комиссии от 28.12.2012 г. на основании решения призывной комиссии от 28.12.2012 г., при этом решение основано на справке, датированной 26.04.2012 г. Такие результаты прокурорской проверки послужили основанием для внесения в предписание указание о незаконности предоставления Белову М.Ю. отсрочки от призыва на военную службу.
Суд первой инстанции признал обоснованными указанные выводы, изложенные в представлении прокурора, с чем судебная коллегия согласиться не может.
Так, из анализа положений Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663", следует, что решение о предоставлении отсрочки принимается призывной комиссией в период призывной компании. При этом согласно Приложению N 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, для принятия решения о предоставлении отсрочки гражданин предоставляет в распоряжение комиссии подлинники документов.
В рассматриваемом случае предусмотрена обязанность предоставления призывником справки учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), что гражданином Беловым М.Ю. и было выполнено. При этом каких-либо требований относительно срока давности такой справки действующими нормативными актами не предусмотрено.
В данном случае сам лишь факт указания в справке даты "26 апреля 2012 года" не свидетельствует о факте незаконного предоставления отсрочки, и данный вывод без проведения соответствующей проверки является преждевременным. Это также подтверждается и содержанием оспариваемого представления прокурора, из дословного анализа которого следует, что указанный вывод основан лишь на предположении о том, что призывник мог быть отчислен из учебного заведения, в связи с чем имеются сомнения в законности предоставления ему отсрочки.
Таким образом, в оспариваемом представлении прокурор делает вывод о необоснованности предоставления отсрочки на основании предположения, без проведения надлежащей проверки, и без выяснения конкретных обстоятельств по факту предоставления отсрочки призывнику. При этом один лишь факт датирования справки апрелем 2012 года не может являться доказательством незаконности действий призывной комиссии, поскольку действующими нормативными актами каких-либо требований к сроку давности такой справки при первоначальном предоставлении гражданину отсрочки не предъявляется.
Судебная коллегия считает, что основанием для вывода о необоснованности предоставления указанному гражданину отсрочки мог служить факт установления прокурором того, что гражданин Белов М.Ю. таким правом не обладал, в связи с тем, что в учебном заведении на момент принятия призывной комиссией решения, он не числился. Прокурор в данном случае ограничился суждением о предположении относительно вышеуказанных обстоятельств, что не согласуется с положениями ст.24 Федерального закона от "Дата обезличена" N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которыми в представлении должны содержаться сведения о конкретных фактах нарушения закона, а не предположения о таких фактах.
Вышеуказанные обстоятельства указывают на неправильное применение судом норм материального права, что, в свою очередь, влечет отмену решения суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным представления заместителя прокурора г.Ухты от ... N ... в отношении предписания об устранении нарушения, связанного с необоснованным предоставлением гражданину Белову М.Ю. отсрочки от призыва на военную службу.
Учитывая, что представление прокурора оспаривается заявителем лишь в вышеуказанной части, и не ставится вопрос об оспаривании выводов прокурора о нарушениях, связанных с производством по делам об административных правонарушениях, а также принимая во внимание, что в доводах апелляционной жалобы приведенная выше часть представления прокурора не оспаривается, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований заявления в полном объеме, поскольку при наличии иных выявленных прокурором нарушений, обязанность по рассмотрению данного представления и принятия соответствующих мер у начальника Военного комиссариата Республики Коми по г.Ухте сохраняется.
Относительно доводов заявления о том, что в оспариваемом представлении незаконно возложена обязанность по привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности следует отметить, что суд первой инстанции правильно указал, что в пункте 3 резолютивной части представления не указано на обязанность по привлечению конкретных лиц к дисциплинарной ответственности, а предложено рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших перечисленные в представлении нарушения законодательства, что закону не противоречит.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявления временно исполняющего обязанности начальника отдела Военного комиссариата Республики Коми по г.Ухте, признав незаконным представление заместителя прокурора г.Ухты об устранении нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе от 22. ... /5360 в части предписания об устранении нарушения, связанного с необоснованным предоставлением гражданину Белову М.Ю. отсрочки от призыва на военную службу.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 июля 2013 года в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным представления заместителя прокурора г.Ухты ... в отношении предписания об устранении нарушения, связанного с необоснованным предоставлением гражданину Белову М.Ю. отсрочки от призыва на военную службу, отменить, и принять в этой части новое решение, которым заявление временно исполняющего обязанности начальника отдела Военного комиссариата Республики Коми по г.Ухте о признании незаконным представления заместителя прокурора г.Ухты от ... удовлетворить частично.
Признать незаконным представление заместителя прокурора г.Ухты об устранении нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе ... N ... в части предписания об устранении нарушения, связанного с необоснованным предоставлением гражданину Белову М.Ю. отсрочки от призыва на военную службу.
В остальной части решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника отдела Военного комиссариата Республики Коми по г.Ухте - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.