СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 16 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11 июля 2013 года, по которому Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми обязано включить Х. в общереспубликанский (единый) список граждан, состоявших на учете на переселение с использованием жилищной субсидии (социальной выплаты) с даты постановки на учет 27.09.1999 года. Отказано Х. в иске к администрации МР "Усть-Вымский" об обязании включить в списки граждан, нуждающихся в получении социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заслушав доклад судьи Орловой И.А., объяснения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми З., истца Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Х. обратилась в суд с иском к администрации МР "Усть-Вымский" об обязании включить в списки граждан, нуждающихся в получении социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 27.09.1999 года, указывая в обоснование своих требований, что с 27.09.1999 года поставлена на учет в администрации Удорского района. В связи с переездом в Усть-Вымский район на постоянное место жительства была снята с учета в Удорском районе и поставлена в Усть-Вымском районе с 30.04.2013 года.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования, представитель администрации МР "Усть-Вымский" с иском не согласился.
Представитель соответчика Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебном заседании не участвовал.
Судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выражает несогласие с решением суда и просит его отменить, указывая на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
На рассмотрение и разрешение апелляционной жалобы администрация МР "Усть-Вымский" представителя не направила.
В этой связи суд апелляционной инстанции постановил о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя администрации МО МР "Усть-Вымский".
Представитель ответчика Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми по доводам жалобы решение суда просила отменить, в иске отказать.
Истец Х. апелляционную жалобу просила оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия решение суда находит подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, Х. проживала в п. Усогорск Удорского района, где 27.09.1999 года была поставлена администрацией МО "Удорский район" на учет, как имеющая право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В связи с переездом в 2013 году на постоянное место жительство в с. Айкино Усть-Вымского района постановлением администрации МР "Удорский" от 27.05.2013года N 432 Х. снята с учета и исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. В соответствии с постановлением администрации МР "Усть-Вымский" Х. принята на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с 26.04.2013 года, по категории граждане-пенсионеры.
Удовлетворяя заявленные требования к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, суд первой инстанции руководствовался нормами Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879 (далее-Положение) и пришел к выводу возложении обязанности по включению Х. в единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с даты постановки на учет, т.е. с 27.09.1999 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается и находит его правильным, согласующимся с положениями Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяющими право граждан на получение жилищных субсидий, поскольку само по себе изменение Х. постоянного места жительства на территории Республики Коми не может служить основанием для отказа в признании ее с первоначальной даты постановки на учет нуждающейся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющей право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы жалобы о необоснованном отказе истцу в иске к администрации МР "Усть-Вымский".
Вышеприведенным Положением закреплено, что регистрация и учет граждан, имеющих названные права, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 2). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществление данных полномочий могут передавать в соответствии с законодательством Российской Федерации органам местного самоуправления (п. 3). Решение о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления, то есть в соответствии с действующим на территории субъекта Российской Федерации порядком (п. п. 8, 12). Одновременно с постановкой на учет формируются списки по категориям граждан: инвалиды, пенсионеры, работающие и т.д. (п. 17). Органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в п. 17 Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 19). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 Положения, и ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (п. п. 24, 27).
В соответствии с Законом Республики Коми от 06.10.2005 N 103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья" органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, в частности, на прием и проверку документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; на постановку и учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; на ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, и обеспечение свободного доступа к ним граждан.
Таким образом, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований к администрации МО МР "Усть-Вымский" суд первой инстанции не учел, что при формировании единых общереспубликанских списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (государственных жилищных сертификатов) и желающих выехать за пределы Республики Коми будет нарушен порядок, установленный федеральным законодательством, в соответствии с которым, утвержденные органом местного самоуправления списки очередности предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, являются основанием для формирования Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми единых общереспубликанских списков граждан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неверно указал дату включения Х. в общереспубликанский список граждан, состоящих на учете на переселение с использованием жилищной субсидии (социальной выплаты) судебной коллегией отклоняется, поскольку такой довод противоречит документам учетного ФИО2 Х., в соответствии с которыми первоначальной датой постановки ее на учет является 27.09.1999г.
С учетом изложенного решение суда в части отказа Х. в удовлетворении иска к администрации МР "Усть-Вымский" подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11 июля 2013 года в части отказа Х. в иске к администрации МР "Усть-Вымский" об обязании включить в списки граждан, нуждающихся в получении социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отменить и принять в этой части новое решение, по которому:
Обязать администрацию муниципального района "Усть-Вымский" принять на учет и включить Х. в списки граждан, нуждающихся в получении социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 26.04.2013 года.
В остальной части решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми-без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.