СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Костенко Е.Л.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июля 2013 года, по которому
обязано Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать Воронину Ю.Д. государственную жилищную субсидию, исчислив ее размер без вычета стоимости отчуждаемых жилых помещений, расположенных по адресам: "Адрес обезличен"
Обязано Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать Воронину Ю.Д. государственный жилищный сертификат в "Дата обезличена" г.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя Воронина Ю.Д. -Ярмолюка В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронин Ю.Д. обратился в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми об обязании выдать государственную жилищную субсидию, исчислив ее размер без вычета стоимости отчужденных жилых помещений, расположенных по адресам: "Адрес обезличен", предоставить государственный жилищный сертификат "Дата обезличена" года. В обоснование иска указал, что является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на "Дата обезличена" годы". Ответчиком в его адрес было направлено письмо о предоставлении социальной выплаты на состав семьи за вычетом стоимости отчужденных им жилых помещений. Полагает, что при расчете социальной выплаты учету подлежит проданная им квартира по адресу: "Адрес обезличен". Остальные квартиры не могут повлечь уменьшение размера социальной выплаты, поскольку сделки по их отчуждению совершены до 01.01.2012г.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, поддержала письменный отзыв, из которого следует, что нормой закона не установлен период учета гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в целях определения размера социальной выплаты на приобретение жилья, предоставляемой в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В связи с чем при расчете размера социальной выплаты на приобретение жилья учитываются все сделки, совершенные гражданами-участниками подпрограммы и (или) членами их семей по отчуждению жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, независимо от времени совершения данных сделок. Данная норма закона направлена на исключение возможности неосновательного обогащения за счет государства.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, стороны и третьи лица участия в судебном заседании не принимали.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, представителя администрации МО ГО "Воркута", третьих лиц Ворониной Т.В., Поляхова В.П., Поляховой Ю.Ю.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Воронин Ю.Д. включен в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на "Дата обезличена" год по Республике Коми, с составом семьи ... человек, в том числе Воронина Т.В. (жена), Поляхова Ю.Ю. (дочь), Поляхов В.П. (зять), Поляхов О.В. (внук).
"Дата обезличена" года ответчик известил АМО ГО "Воркута" и Воронина Ю.Д. о том, что в соответствии с требованиями ст.6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" размер социальной выплаты будет уменьшен на стоимость отчужденных жилых помещений по адресам: "Адрес обезличен" (стоимостью ... ), "Адрес обезличен" (стоимостью ... ), "Адрес обезличен" (стоимостью ... ), г "Адрес обезличен" (стоимостью ... ).
Согласно представленным доказательствам, в собственности Ворониной Т.В. находилось жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" отчуждение которого она произвела 08 июня 2011 года по договору купли-продажи.
08 июня 2011 года Воронин Ю.Д. и Поляхова Ю.Ю. произвели продажу, находящегося в долевой собственности жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен"
16 июня 2011 года Поляхов В.П. произвел отчуждение, находящегося в собственности жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен" по договору купли-продажи.
В собственности Поляхова В.П. находилось жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" отчуждение которого он произвел 15 июня 2006 года по договору купли-продажи по цене ...
Из справки Филиала ФГУП "Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ" по Республике Коми Воркутинское отделение от "Дата обезличена" "Номер обезличен" следует, что нвентаризационная стоимость квартиры "Адрес обезличен" на дату совершения сделки "Дата обезличена" года составляет ...
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отчуждение спорных жилых помещений имело место до 01 января 2012 года, а действовавшее на момент заключения сделок законодательство не предусматривало уменьшения размера социальной выплаты с учетом вычета стоимости проданных жилых помещений.
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами и отвечает требованиям закона, регулирующего спорные отношения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в ст. 6 вышеназванного Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, согласно которым при приобретении жилого помещения за счёт жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчёта значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Изложенные изменения, согласно ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ, вступили в силу с 01 января 2012 года.
Установив, что отчуждение жилых помещений по адресам: "Адрес обезличен" имели место до 01 января 2012 года, а изменения внесенные в ст.6 Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с даты его вступления в силу, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных Ворониным Ю.Д. требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что социальная выплата истцу должна быть предоставлена в порядке и на условиях в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, в редакции действующей после 01.01.2012г., то есть с учетом отчуждения всех принадлежащих жилых помещений основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные отношения.
Приведенный нормативный акт, ставит истца в неравное положение перед гражданами, приобретшими право на получение социальной субсидии до введения нового правового регулирования по ранее действовавшему законодательству, и дискредитирует поставленную статьями 19 и 39 Конституции РФ перед государством задачу гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в статье 39 Конституции Российской Федерации рисков, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве оснований для его предоставления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не находит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.