СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Архаровой Л.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 26 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Усинск" на решение Усинского городского суда Республики Коми от 31 июля 2013 года, по которому исковые требования прокурора г. Усинска в интересах К. к администрации Муниципального образования городского округа "Усинск" о предоставлении жилого помещения удовлетворены. Администрация муниципального образования городского округа "Усинск" обязана предоставить К. благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади,
заслушав доклад судьи Орловой И.А., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Усинска обратился в суд с иском в интересах К. к администрации МОГО "Усинск" о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения в г. Усинске Республики Коми, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, на состав семьи один человек, общей площадью не менее 33 кв.м., в обоснование заявленных требований указал, что К. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на получение жилого помещения по установленным нормам.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивала.
К. участия в судебном заседании не принял, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика с иском не согласилась.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Усинск" просит решение суда отменить, указывая на то, что жилое помещение истцу должно предоставляться по учетной норме, действующей на территории МО ГО "Усинск" (15 кв.м.).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, К. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С "Дата обезличена" по "Дата обезличена" К. определен в ГУ РК "Сыктывкарский специализированный дом ребенка", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в ГБОУ "Специализированный (коррекционный) детский дом N1" г. Сыктывкара, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" воспитывался в ГОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат N3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья". Согласно свидетельству об уровне квалификации, К. обучался в ГАОУ СПО "УИТ". Дипломом о начальном профессиональном образовании подтверждается окончание К. обучения в ГАОУ СПО "УПТ" в 2013 году. Сведения о наличии у К. объектов недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют. Согласно сведениям филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 19.10.2012, у К. отсутствует право личной собственности на объекты недвижимости.
Согласно постановлению главы администрации МО ГО "Усинск" от 26.12.2012 N 2342, К. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
С 31.07.2012 К. зарегистрирован по адресу: "Адрес обезличен" "Адрес обезличен", указанное жилое помещение в виде одной комнаты площадью 13 кв.м. предоставлено К. администрацией МО ГО "Усинск" на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1,3,9,7 статьи 8 Федерального закона от Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что К. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права на предоставление жилого помещения.
С выводом суда судебная коллегия соглашается.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с площадью предоставляемого К. жилого помещения являются несостоятельными в силу следующего.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ (в ред. Закона РК от 29.04.2011 N 32-РЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми", которым часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
С вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью в размере 33 квадратных метра.
Вместе с тем как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011 года, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера, подлежащего предоставлению К. жилого помещения соотносится с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1203 (в ред. от 24.12.2012 N 1390) "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договором найма специализированных жилых помещений" также предусмотрено, что с 01.01.2013 года для расчета предоставляемой субсидии на одиноко проживающего гражданина применяется социальная норма площади жилого помещения в размере 33 кв.м.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усинского городского суда Республики Коми от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Усинск" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.