Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года, которым постановлено:
- признать незаконным отказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл во включении Бушуева В. Л. в сводный список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый 2014 год;
- обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл включить Бушуева В. Л. в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый 2014 год.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бушуев В.Л. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Марий Эл во включении его в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый 2014 год и обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл принять решение о включении Бушуева В.Л. в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и изъявивших желание получить сертификат на планируемый 2014 год.
В обоснование заявления Бушуев В.Л. указал, что на основании решения Медведевского районного суда Республики Марий Эл от "дата" администрацией муниципального образования "Медведевский муниципальный район" "дата" он включен в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". В целях подтверждения принятого решения о включении его в список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый 2014 год, он "дата" обратился с заявлением в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл. Однако ему было отказано во включении в сводный список граждан на получение сертификата в 2014 году. Отказ мотивирован тем, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления после 2005 года. Полагая такое решение незаконным, он обратился в суд с указанным заявлением.
В апелляционной жалобе Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл просит решение суда отменить, указывая на неправильное применение судом нор материального права.
В возражениях на жалобу Бушуев В.Л. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Штепа Л.И., поддержавшую доводы жалобы, Бушуева В.Л. и его представителя Леонтьеву Л.С., просивших оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила и Подпрограмма).
Абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил предусмотрено право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках указанной подпрограммы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В рамках Подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание (пункт 6 Правил).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
В соответствии с пунктом 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (подпункт "а" пункта 18 Правил), а гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подпункт "в" пункта 18 Правил).
Согласно пункту 19 Правил, для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением ряда документов.
В соответствии с пунктом 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган, на который возложено оформление списков, до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
На основании пункта 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
По смыслу указанным правовых норм следует, что в зависимости от категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме, выдачу государственных жилищных сертификатов осуществляют либо федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба), в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации, либо органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть, в данном случае Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл. Также в зависимости от категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме, Правилами предусмотрен различный порядок признания граждан участниками Подпрограммы, то есть либо обращение в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти, либо обращение в органы местного самоуправления. Предусмотрен также и различный порядок формирования списков граждан-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Из материалов дела следует, что Бушуев В.Л. проходил военную службу с "дата" по "дата", а затем служил в органах внутренних дел. На "дата" общий стаж его военной службы (службы) составил более 22 лет, из которого стаж службы на должностях, содержащихся из федерального бюджета, составляет ... лет ... месяцев ... дней. Постановлением главы администрации муниципального образования " ... " Медведевского муниципального района Республики Марий Эл от "дата" Бушуев В.Л., проживающий по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", вместе с членами своей семьи признан нуждающимся в жилом помещении на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ. В ... года Бушуев В.Л. обратился в администрацию муниципального образования "Медведевский муниципальный район" с заявлением о включении в состав участников Подпрограммы, в чем ему было отказано со ссылкой на пункт 18 Правил, рекомендовано обратиться за разрешением вопроса в Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл, то есть по месту прохождения службы.
Решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от "дата" удовлетворен иск Бушуева В.Л., то есть, на администрацию муниципального образования "Медведевский муниципальный район" Республики Марий Эл возложена обязанность включить Бушуева В.Л. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
На обращение Бушуева В.Л. администрация муниципального образования "Медведевский муниципальный район" "дата" дала ответ о том, что на основании решения Медведевского районного суда Республики Марий Эл от "дата" он включен в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Однако "дата" Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл направило Бушуеву В.Л. письмо, в котором сообщено о том, что обеспечение его жилым помещением не представляется возможным в связи с тем, что он встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления после 2005 года.
Удовлетворяя заявление Бушуева В.Л., суд первой инстанции исходил из того, что решением суда, вступившим в законную силу, разрешен вопрос о праве заявителя на получение государственной финансовой поддержки в виде обеспечения жильем в рамках реализации федеральной целевой программы, в связи с чем пришел к выводу о том, что отказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл во включении Бушуева В.Л. в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый 2014 год является незаконным.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 ГПК РФ лица, не участвующие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.
Из материалов дела следует, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл не было привлечено к участию в деле по иску Бушуева В.Л. к администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" о возложении обязанности включить его и членов его семьи в состав участников Подпрограммы, рассмотренном Медведевским районным судом Республики Марий Эл "дата".
Поскольку факты и обстоятельства, установленные в предыдущем решении суда, не имеют преюдициального значения, для лиц, не привлеченных к участию в этом деле, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл вправе при рассмотрении судом настоящего дела оспаривать обстоятельства, установленные решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от "дата".
Бушуев В.Л., при условии признанная в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях, может быть отнесен к категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме, предусмотренной пунктом "а" пункта 5 Правил, следовательно, выдача ему сертификата в силу подпункта "а" пункта 18 Правил, в таком случае, осуществляется Министерством внутренних дел РФ, в котором проходила его служба.
На Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл не может быть возложена обязанность включить Бушуева В.Л. в сводный список участников Подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый 2014 год, поскольку к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в силу положений подпункта "в" пункта 18 и пунктов 24, 26 Правил относится формирование сводных списков граждан и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 Правил, к категории которых Бушуев В.Л. не относится.
Ранее в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлял выдачу сертификатов, в том числе и гражданам, определенным подпунктом "г" пункта 5 Правил - "граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года".
В связи с внесением изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 (Постановление Правительства РФ от 12 июля 2011 года N 561), подпункт "г" пункта 5 Правил признан утратившим силу. Соответственно Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл сводный список по данной категории граждан не формируется и государственный жилищный сертификат не выдается.
Кроме того, необходимо учесть, что в соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства.
Между тем в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", введенным в действие Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: 1) жилого помещения в собственность бесплатно; 2) жилого помещения по договору социального найма; 3) единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона N 342-ФЗ), распространяются в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абз. 1 пункта 2.1 статьи 15, абз. 3 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ и статьи 2 Федерального закона N 342-ФЗ, жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно, предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В Республике Марий Эл порядок и условия наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан, указанных в Федеральных законах от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", определены Законом Республики Марий Эл от 08 июня 2011 года N 30-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В силу пункта 3 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 08 июня 2011 года N 30-З к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, отнесены граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, принятые до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обязанности органов местного самоуправления или органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать жилыми помещениями уволенных с военной службы (службы) военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел), вставших после 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно материалам дела Бушуев В.Л. вместе с членами своей семьи признан нуждающимся в жилом помещении и принят на жилищный учет органом местного самоуправления "дата". Следовательно, обеспечение его жилым помещением, в том числе путем выдачи государственного жилищного сертификата, не может быть осуществлено органом местного самоуправления или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба или служба в органах внутренних дел.
Учитывая изложенное, решение с уда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным. Поскольку обстоятельства дела установлены на основании имеющихся материалов, судебная коллегия принимает новое решение, которым отказывает в удовлетворении заявления Бушуева В.Л.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Бушуева В. Л. отказать.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.