Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Середы Л.И.
Скипальской Л.И.
при секретаре Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 сентября 2013 г. в г. Саранске дело по частной жалобе представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцева П.С. на определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 июня 2013 г.
Заслушав доклад судьи-председательствующего Александрова С.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Вступившим в законную силу решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 9 июня 2012 г. удовлетворены исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Л.А. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". На администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность обеспечить Л.А. по месту жительства вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения
4 июня 2013 г. представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Лисенкова Е.Ю. обратилась в суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам решения суда от 9 июня 2012 г., ссылаясь на то, что с 1 января 2013 г. внесены изменения в Жилищный Кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми данная категория граждан обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, то есть с 1 января 2013 г. у администрации муниципального органа отсутствуют полномочия по предоставлению детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договору социального найма. Данное обстоятельство, полагает представитель администрации Рузаевского района Республики Мордовия, является существенным, которое в силу части 4 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для пересмотра по новым обстоятельствам решения Рузаевского районного суда от 9 июня 2012 г.
Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 июня 2013 г. в удовлетворении заявления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам отказано.
В частной жалобе представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцев П.С. определением суда от 28 июня 2013 г. не согласен, просил его отменить, ссылаясь на его необоснованность.
Данная частная жалоба может быть рассмотрена судебной коллегией в отсутствие заявителя и иных лиц, участвующих в деле, поскольку обжалуемое определение судьи не относится к числу определений суда первой инстанции, частные жалобы на которые в соответствии с частью второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются с извещением лиц, участвующих в деле.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены определения суда.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются: новые обстоятельства, указанные в части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства. К новым обстоятельствам относятся:
1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;
2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;
3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;
4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;
5) определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
В обоснование заявленного требования о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам указано, что Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавшим право на обеспечение жилыми помещениями, жилые помещения предоставляются в порядке очередности из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В связи с указанными изменениями исполнить решение суда о предоставлении Л.А. жилого помещения по договору социального найма не представляется возможным.
Отказывая администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в удовлетворении заявления о пересмотре решения суда по указанным обстоятельствам, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данные обстоятельства не могут повлиять на установленные вступившим в законную силу решением суда правоотношения спорящих сторон и не могут рассматриваться в пределах действия части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве новых обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления в порядке главы 42 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что право на обеспечение жилым помещением до вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ реализовано путем обращения в суд с исковым заявлением, что подтверждается вступившим в законную силу решением Рузаевского районного суда от 9 июня 2012 г., которым на администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность по предоставлению Л.А. во внеочередном порядке жилого помещения. Поэтому действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г.) не может быть распространено на указанные правоотношения.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. и предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с указанной статьей в редакции Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ не является равнозначным для лица, являющегося получателем указанных мер социальной поддержки.
С учетом изложенного оспариваемое определение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в частной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем первым статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 июня 2013 г. оставить без изменения, частную жалобу представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцева П.С. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В. Александров
Судьи Л.И. Середа
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.