Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Середы Л.И.
Скипальской Л.И.
при секретаре судебного заседания Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 сентября 2013 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Киушкина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы, понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование иска указала, что 11 декабря 2012 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением начальника Пенсионного фонда "N" от 29 декабря 2012 г. в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) следующие периоды работы: с 01 августа 1989 г. по 16 февраля 1990 г. в должности медицинской сестры процедурного кабинета, с 12 мая 1992 г. по 12 августа 1993 г. в должности участковой медицинской сестры терапевтического участка Луховской врачебной амбулатории, с 17 февраля 1990 г. по 10 июня 1990 г. - отпуск по беременности и родам, с 11 июня 1990 г. по 16 октября 1991 г. - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 17 октября 1991 г. по 11 мая 1992 г. - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Считала данное решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия незаконным, просила суд его отменить, включить указанные периоды работы в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с 11 декабря 2012 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2013 г. исковые требования Киушкиной Т.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на то, что учреждение "врачебная амбулатория" не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Также указанное учреждение не поименовано Списком от 06 сентября 1991 г. N 464. Отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до трех лет по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности.
В возражениях на апелляционную жалобу истица Киушкина Т.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чибиркиной И.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Киушкиной Т.В. и ее представителя Шукшиной И.А. об оставлении решения без изменения, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 11 декабря 2012 года Киушкина Т.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемого специального стажа со ссылкой на то, что требуется 25 лет работы в сельской местности, а имеется 20 лет 10 месяцев.
В специальный стаж не были засчитаны периоды работы истицы с 01 августа 1989 г. по 16 февраля 1990 г., с 12 мая 1992 г. по 12 августа 1993 г. (2 года 2 месяца 28 дней) в должности медсестры процедурного кабинета, в должности участковой медсестры терапевтического участка в Луховской врачебной амбулатории, поскольку учреждение "врачебная амбулатория", не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Также указанное учреждение не поименовано Списком от 6 сентября 1991 года N 464.
Не засчитаны в календарном исчислении следующие периоды: с 17 февраля 1990 г. по 10 июня 1990 г. (3 месяца 24 дня) - период отпуска по беременности (как период получения пособия по временной нетрудоспособности), с 11 июня 1990 г. по 16 октября 1990 г. (1 год 4 месяца 16 дней) - период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 17 октября 1991 г. по 11 мая 1992 г. (6 месяцев 25 дней) - период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в должности медсестры процедурного кабинета в Луховской врачебной амбулатории, поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со статьями 12-14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 17 декабря 2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. N 464, а периоды работы после 01 ноября 1999г. - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. N464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разрешая заявленные истицей требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Согласно справке ГБУЗ Республики Мордовия "Поликлиника "N"" "N" от 11 декабря 2012 г. Луховская врачебная амбулатория, МУЗ "Городская поликлиника "N"" и ГБУЗ РМ "Поликлиника "N"" это одна и та же организация, которая расположена в сельской местности и обслуживает сельское население (л.д.15-16).
Из приказа по городскому отделу здравоохранения от 30 июня 1982 г. "N" следует, что в поселке Луховка с 01 августа 1982 г. открывается врачебная амбулатория (л.д.18).
Постановлением Главы Администрации г. Саранска Р.Ю.И. от 3 августа 1993 г. N 1066 на базе Луховской врачебной амбулатории создана поликлиника "N" в связи с значительным увеличением количества населения, проживающего в населенных пунктах, обслуживаемых Луховской врачебной амбулаторией (л.д.19).
Приказом "N" по Луховской врачебной амбулатории от 13 августа 1993 г. на основании постановления Администрации г. Саранска Мордовской ССР от 03 августа 1993 г. N 1066 Луховская врачебная амбулатория реорганизована в поликлинику "N" г.Саранска (л.д.20).
Согласно сообщению Управления здравоохранения Департамента по социальной политике Администрации г. Саранска от 23 мая 2005 г. "N" Луховская врачебная амбулатория в период с 1982 года по 1993 год оказывала лечебно-профилактическую медицинскую помощь сельскому населению. Функции Луховской врачебной амбулатории после реорганизации в МУЗ "Городская поликлиника "N"" не изменились (л.д.21).
В этой связи, документально подтверждается работа истицы в спорные периоды в сельской местности.
Таким образом, принимая во внимание тот факт, что работа Киушкиной Т.В. в периоды с 01 августа 1989 г. по 16 февраля 1990 г. в должности медсестры процедурного кабинета, с 12 мая 1992 г. по 12 августа 1993 г. в должности участковой медицинской сестры терапевтического участка Луховской врачебной амбулатории осуществлялась в сельской местности, суд первой инстанции обоснованно засчитал данные периоды в специальный стаж истицы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Из материалов дела следует, что в период с 17 февраля 1990 г. по 10 июня 1990 г. истица Киушкина Т.В. находилась в отпуске по беременности и родам, в период с 11 июня 1990 г. по 16 октября 1991 г. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в период с 17 октября 1991 г. по 11 мая 1992 г. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Названные периоды не были включены ответчиком в стаж лечебной деятельности истицы, поскольку, как указал ответчик, указанные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.
Вывод Пенсионного органа об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно информационному письму Минтруда Российской Федерации и ПФР от 04 ноября 2002 г. N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам" период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, в связи с чем он подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 28 Федерального закона N 173-ФЗ.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона Российской Федерации, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ Российской Федерации).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции статьи 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения Киушкиной Т.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из пункта 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, следует, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Таким образом, периоды нахождения Киушкиной Т.В. в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставленные ей до 06 октября 1992 г., должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции; основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Адушкина И.В.
Судьи Середа Л.И.
Скипальская Л.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.