Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Адушкиной И.В.
Скипальской Л.И.
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 03 октября 2013 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 июля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Усок Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения в части не включения в специальный стаж в льготном исчислении периода работы, возложении обязанности зачесть в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью период работы в льготном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью (л.д. 1-2).
В обоснование требований указала, что 24 сентября 2012 г. она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением начальника ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 12 декабря 2012 г. ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Периоды ее работы: с 06 января 1993 г. по 09 февраля 1993 г., с 06 мая 1993 г. по 30 июня 1996 г. в должности медицинской сестры общей службы стационара ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница "N"" (ранее медсанчасть завода "Резинотехника") засчитаны в специальный стаж не в льготном, а в календарном исчислении. Считала, что в этой части решение начальника Управления является незаконным, а указанные периоды должны быть зачтены в ее стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
С учетом уточненных исковых требований (л.д.157а), просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 12 декабря 2012 г. об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обязать ответчика включить периоды работы с 06 января 1993 г. по 09 февраля 1993 г., с 06 мая 1993 г. по 30 июня 1996 г. в должности медсестры-анестезистки в общей службе стационара медсанчасти завода "Резинотехника" в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) и назначить пенсию со дня ее обращения с заявлением в Управление ПФ.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 июля 2013 г. исковые требования Усок Л.В. полностью удовлетворены и с ответчика в пользу истицы взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей (л.д.165-175).
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считал решение суда незаконным и необоснованным, просил его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства. Указал, что суд неправомерно засчитал в льготный стаж истицы спорные периоды ее работы, поскольку общая служба стационара не относится к подразделениям хирургического профиля согласно перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев (л.д.176-177).
В возражениях на апелляционную жалобу истица Усок Л.В. просила оставить решение суда без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения (л.д.182-183).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чибиркиной И.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Усок Л.В. об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статьи 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав и свобод гарантируется без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Из материалов дела усматривается, что 24 сентября 2012 г. Усок Л.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д.58-61).
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 12 декабря 2012 г. Усок Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Требуется 30 лет, имеется 28 лет 08 месяцев 09 дней (л.д. 153-154).
В специальный стаж в льготном исчислении не были включены периоды работы истицы: с 06 января 1993 г. по 09 февраля 1993 г., с 06 мая 1993 г. по 30 июня 1996 г. - в должности медицинской сестры общей службы стационара ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница "N"" (ранее медсанчасть завода "Резинотехника"), поскольку структурное подразделение не предусмотрено в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Указанные периоды работы включены в специальный стаж в календарном исчислении.
Ответчиком оспаривается правильность исчисления судом периодов работы истицы с 06 января 1993 г. по 09 февраля 1993 г., с 06 мая 1993 г. по 30 июня 1996 г. в должности медицинской сестры общей службы стационара ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница "N"".
Суд первой инстанции обоснованно признал незаконным данное решение Пенсионного фонда в части не включения истице в специальный стаж в льготном исчислении спорных периодов ее работы. При этом суд правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, и удовлетворил иск.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В пункте 2 статьи 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно действовавшему до 1 января 2009 г. пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В действующей редакции аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 N 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других, не поименованных в Списке.
Как следует из записей в трудовой книжке, Усок (Ф.) Л.В. на основании приказа "N" от 05 января 2013 г. с 06 января 1993 г. принята на должность медсестры в анестезиологическое отделение медсанчасть завода "Резинотехника" (запись N7), постановлением администрации г. Саранска "N" от 18 марта 1996 г. медсанчать завода "Резинотехника" переименована в МУЗ "Медико-санитарная часть "Резинотехника" (запись N9), согласно приказу "N" от 01 декабря 2000 г. 01 декабря 2000 г. должность медсестра анестезиологического отделения переименована на должность медицинская сестра - анестезист отделения анестезиологии-реанимации (запись N10), приказом "N" от 10 декабря 2012 г. запись под N 7 считается недействительной, с 06 января 1993 г. принята на должность медсестры - анестезистки в общую службу стационара (запись N 16), приказом "N" от 10 декабря 2012 г. должность медицинской сестры - анестезистки общей службы стационара переименована на должность медицинская сестра - анестезистка группы анестезиологии и реанимации (запись N18) (л.д. 6-7).
В соответствии с постановлением Главы администрации городского округа Саранск "N" от 27 октября 2008 г. МУЗ "Медико-санитарная часть "Резинотехника" переименовано в МУЗ "Городская клиническая больница "N"" (л.д. 8).
Согласно протоколу ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница "N"" от 03 июля 2013 г. "N" по штатному расписанию ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница "N"" за 1993-1996 годы медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии-реанимации Усок Л.В. относилась к медсестре - анестезистке в общей службы стационара в обязанности которой входило: подготовка наркозно-дыхательной, контрольно-диагностической и другой специальной аппаратуры к работе, контролировала ее исправность, правильность эксплуатации, технику безопасности; готовила рабочее место в операционной для проведения анестезии. Осуществляла транспортировку пациента в операционный блок с последующим контролем за его состоянием. Принимала непосредственное участие в проведении анестезиологического пособия. Контролировала сохранность, вела учет использования сильнодействующих и наркотических препаратов во время анестезии. А так же вела наблюдение за пациентами в раннем послеоперационном периоде, участвовала в работе по профилактике осложнений в ходе и после операций. Подтверждены фактические условия труда медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии- реанимации Усок Л.В. с 1993 по 1996 годы (л.д.158-159).
У медсестры - анестезистки общей службы стационара и медицинской сестры отделения анестезиологии - реаниматологии ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница "N"" аналогичные функциональные обязанности, что следует сравнительной характеристики работы ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница "N"".
В тарификационных списках работников на 01 февраля 1993 г. Усок ( Ф. до брака) Л.В. указана как анастезистка (л.д. 20-21).
В списке должности руководителей и служащих МСЧ завода "Резинотехника" по состоянию на 01 января 1994 г. и в тарификационных списках работников МСЧ завода "Резинотехника" по стоянию на 01 января 1995 г., на 01 января 1996 г. Усок ( Ф.) Л.В. указана как медсестра- анестезистка (л.д. 27, 32, 39).).
Из штатных расписаний МСЧ завода "Резинотехника" на 1993, 1994, 1995, 1996 годы следует, что в МСЧ завода "Резинотехника" имеется общая служба стационара со штатной единицей - "медицинская сестра - анестезистка" (л.д. 17-19, 23-25, 29-31, 35-37).
Согласно справке ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница "N"" "N" от 10 октября 2012 г. Усок - Ф. Л.В. работает в должности сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации с 06 января 1993 г. по настоящее время, постоянно полный рабочий день (л.д. 82).
Проанализировав нормативные акты, регулирующие отношения по пенсионному обеспечению работников здравоохранения в настоящее время, а также действовавшие в период осуществления истицей медицинской деятельности, суд пришел к правильному выводу о том, что период работы истицы в должности медицинской сестры общей службы стационара ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница "N"" с 06 января 1993 г. по 09 февраля 1993 г., с 06 мая 1993 г. по 30 июня 1996 г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что спорные периоды необходимо включить в специальный стаж истицы в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Александров
Судьи И.В.Адушкина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.