Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 10 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Ганченкова В.А. при секретаре судебного заседания Лебедевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании 10 сентября 2013 года в городе Саранске жалобу старшего государственного эксперта отдела государственного ветеринарного надзора на госгранице Российской Федерации и транспорте Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Шумаева Н.Н. на постановление судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия от 31 июля 2013 года о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
24 июня 2013 года старшим государственным экспертом отдела государственного ветеринарного надзора на госгранице Российской Федерации и транспорте Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Шумаевым Н.Н. составлен протокол N 11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО "Пикаев".
Постановлением судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия от 31 июля 2013 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО "Пикаев" прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Старший государственный эксперт отдела государственного ветеринарного надзора на госгранице Российской Федерации и транспорте Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Шумаев Н.Н. подал жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой просил отменить указанное постановление судьи, ссылаясь на то, что при проведении проверки выявлено два самостоятельных правонарушения, одно из которых нарушает ветеринарно-санитарные требования для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств, и требования для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе, а другое административное правонарушение связано с осуществлением оборота лекарственных средств с нарушением требований ветеринарного законодательства.
В судебное заседание старший государственный эксперт отдела государственного ветеринарного надзора на госгранице Российской Федерации и транспорте Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Шумаев Н.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о рассмотрении данного дела в его отсутствие не просил.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ООО "Пикаев" Трудолюбова Т.А. относительно доводов жалобы возразила.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, нахожу его подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Самостоятельным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Исходя из содержания указанной нормы следует, что для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо два условия в совокупности: совершение противоправных действий (бездействия) одним и тем же лицом; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Материалы дела об административном правонарушении указывают на то, в ходе плановой проверки исполнения ветеринарного законодательства, проведенной на основании распоряжения руководителя Управлением Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области от 23 мая 2013 года N 220 в отношении ООО "Пикаев", установлено, что в названном обществе с ограниченной ответственностью осуществляется оборот (приобретение, хранение, использование) лекарственного средства ветеринарного назначения, не зарегистрированного в установленном законом порядке. Выявлены нарушения требований, предусмотренных в статьях 16, 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", пунктом 1 статьи 13, пунктом 3 статьи 13, пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 161-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В связи с изложенными событиями 24 июня 2013 года старшим государственным экспертом отдела государственного ветеринарного надзора на госгранице Российской Федерации и транспорте Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Шумаевым Н.Н. в отношении юридического лица ООО "Пикаев" составлен протокол N 11 об административном правонарушении от 21 июня 2013 года, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Пикаев" на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья исходил из имеющегося постановления судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия от 12 июля 2013 года о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушения ветеринарного законодательства, выявленного в результате той же плановой комиссионной проверки, и пришел к выводу о том, что в соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Между тем, с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
Из материалов дела следует, что в результате плановой проверки должностным лицом Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в отношении ООО "Пикаев" составлено два протокола об административном правонарушении: N 11 от 21 июня 2013 года и N 16 от 24 июня 2013 года.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 11 от 21 июня 2013 года ООО "Пикаев" допустил нарушение пунктов 1.13 и 10.2.1 Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе, утвержденных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27 декабря 1978 года N115-6-а, пунктов 2.1 и 3.2 Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм колхозов, совхозов и подсобных хозяйств, утвержденных начальником Главного санитарно-эпидемиологического управления Минздрава СССР 29 сентября 1986 года, выразившееся в ненадлежащем выполнении ветеринарно-санитарных правил при содержании, разведении, кормлении сельскохозяйственных животных, ненадлежащем проведении плановых противоэпизоотических и диагностических мероприятий.
Постановлением судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия от 12 июля 2013 года ООО "Пикаев" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: за ввод в эксплуатацию молочного комплекса при незавершенных строительных работах и недооборудовании обязательного ветеринарного объекта - санитарного пропускника.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 16 от 24 июня 2013 года ООО "Пикаев" допустил нарушение требований, предусмотренных статьями 16, 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", пунктом 1 статьи 13, пунктом 3 статьи 13, пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 161-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", выразившееся в осуществлении оборота (приобретение, хранение, использование) лекарственного средства ветеринарного назначения, не зарегистрированного в установленном законом порядке.
Таким образом, из содержания указанных протоколов об административном правонарушении следует, что юридическим лицом ООО "Пикаев" допущено несколько бездействий, содержащих состав одно и того же административного правонарушения и которые не могут квалифицироваться, как совершенные одним бездействием.
Бездействие ООО "Пикаев", указанное в протоколе об административном правонарушении N 11 от 21 июня 2013 года, имеет другое основание, чем бездействие ООО "Пикаев", указанное в протоколе об административном правонарушении N 16 от 24 июня 2013 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица объективной стороны двух самостоятельных составов административных правонарушений, наказание за каждое из которых должно быть назначено с соблюдением требований части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела не были выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, то есть были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение в районный суд, в ходе которого необходимо устранить допущенные нарушения.
Годичный срок давности привлечения ООО "Пикаев" к административной ответственности за данное нарушение, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия от 31 июля 2013 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Пикаев" направить на новое рассмотрение в Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.