Постановление Президиума Верховного Суда Республики Мордовия от 26 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Мартышкина В.Н.
членов Президиума Александрова С.В., Лукшина А.В., Янгличевой Ф.А.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрел кассационную жалобу адвоката Шмаковой Н.Ю., представляющей интересы Фирсова В.Б., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 18 сентября 2012 года по делу по заявлению Фирсова В.Б. об оспаривании бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, устранении допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Фошиной С.С., объяснения Фирсова В.Б. и его представителя адвоката Шмаковой Н.Ю., действующей на основании ордера N 90 от 25 сентября 2013 года, поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия Ломтевой О.А., действующей на основании доверенности от 1 августа 2013 года, просившей в удовлетворении кассационной жалобы представителя Фирсова В.Б. отказать, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛ:
адвокат Наумова У.Ю., действуя в интересах Фирсова В.Б., обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Федерального казенного учреждения СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и Федерального казенного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия и их должностных лиц, устранении допущенных нарушений.
В обоснование заявления указала, что осуществление постоянного видеонаблюдения за её доверителем является нарушением статьи 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ, статьи 8 параграфа 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и не соответствует Конституции Российской Федерации. В досмотровой комнате Фирсов В.Б. вынужден раздеваться донага для осмотра, осуществляемого при видеонаблюдении, которое ведут, в том числе, и женщины. Досмотры проводятся регулярно, без наличия связанных с требованиями безопасности обстоятельств.
Фирсову В.Б. не оказывалась надлежащая медицинская помощь, чем нарушены требования статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, пункта 9 части 1 статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 640/190.
В частности, Фирсов В.Б. не был осмотрен врачами кардиологом, гепатологом, гастроэнтерологом, окулистом, аллергологом и другими, ему не проведены исследования ФЭГДС, УЗИ почек, УЗИ брюшной полости, кардиография, облегчение боли не производится. В период нахождения Фирсова В.Б. в ФКУ ЛПУ-21 с 27 февраля по 5 марта 2012 года ему не была оказана надлежащая медицинская помощь.
Ознакомление Фирсова В.Б. с материалами уголовного дела происходит в условиях, унижающих человеческое достоинство, причиняющих ему физические и нравственные страдания, что лишает его возможности знакомиться с материалами уголовного дела надлежащим образом. Свидания с защитником осуществляются в помещении, где находятся посторонние лица, чем нарушается право Фирсова В.Б. на конфиденциальность свиданий с адвокатами.
Просила признать незаконными бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц по обеспечению надлежащих условий для ознакомления с материалами уголовного дела, конфиденциальных свиданий с адвокатами, действия по осуществлению постоянного видеонаблюдения, по производству досмотров с обнажением и приседанием при видеонаблюдении, бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия и их должностных лиц по оказанию надлежащей медицинской помощи.
Просила обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц обеспечить Фирсову В.Б. надлежащие условия для ознакомления с материалами уголовного дела, обеспечить конфиденциальность свиданий с адвокатами, прекратить видеонаблюдение за Фирсовым В.Б., прекратить его личные досмотры с обнажением и приседанием, обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия и их должностных лиц обеспечить лечение её доверителя врачами - специалистами либо в ФКУ ЛПУ-21, либо в медицинском учреждении, обеспечить проведение необходимых исследований, обеспечить облегчение боли и выдачу лекарственных препаратов.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 июня 2012 года Фирсову В.Б. в удовлетворении заявления отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 18 сентября 2012 года решение суда отменено.
Фирсову В.Б. в удовлетворении заявления в части признания незаконным и необоснованным бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия и их должностных лиц по неоказанию надлежащей медицинской помощи, о понуждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия и их должностных лиц обеспечить лечение кардиологом, гепатологом, гастроэнтерологом, окулистом, аллергологом либо в ЛПУ-21, либо в медицинском учреждении, обеспечить проведение исследования ФЭГДС, УЗИ почек, УЗИ брюшной полости, кардиографии, поставить все необходимые диагнозы, обеспечить облегчение боли и выдачу лекарственных препаратов; о признании действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц, связанных с круглосуточным видеонаблюдением, незаконными и необоснованными, о понуждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц прекратить видеонаблюдение за заявителем, о признании действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц по проведению досмотров с обнажением и приседанием перед системами видеонаблюдения незаконными и необоснованными, понуждении прекратить подобные личные досмотры в отношении заявителя, отказано.
Производство по делу в части требований Фирсова В.Б. о признании незаконными и необоснованными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц по не обеспечению надлежащих условий в ходе ознакомления заявителя с материалами уголовного дела, о признании незаконными и необоснованными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц по не обеспечению заявителю конфиденциальных свиданий с адвокатами, о понуждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц обеспечить заявителю надлежащие условия для ознакомления с материалами уголовного дела, о понуждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц обеспечить заявителю свидания с адвокатами в условиях конфиденциальности, прекращено.
В связи с подачей адвокатом Шмаковой Н.Ю., действующей в интересах Фирсова В.Б., кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 18 сентября 2012 года и сомнениями в его законности дело по заявлению Фирсова В.Б. об оспаривании бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, устранении допущенных нарушений истребовано из Ленинского районного суда г.Саранска и после изучения определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 29 августа 2013 года передано для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Мордовия.
Участие в судебном заседании Фирсова В.Б., содержащегося под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебное заседание Президиума не явился представитель ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрении дела в кассационном порядке. О причинах неявки не сообщил. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит ее подлежащей частичному удовлетворению, поскольку имеются предусмотренные законом основания для отмены апелляционного определения в части прекращения производства по делу.
Из материалов дела следует, что Фирсов В.Б. Дата обезличена года рождения содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия с 8 февраля по 18 августа 2008 года, с 16 февраля по 20 марта 2009 года, с 13 января по 11 ноября 2010 года, с 18 января по 28 февраля 2011 года, с 5 апреля 2011 года по 24 февраля 2012 года, с 12 марта 2012 года по настоящее время. В ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия Фирсов В.Б. находился с 27 января по 10 февраля 2009 года и с 27 февраля по 2 марта 2012 года.
В силу части 1 статьи 83 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусматривает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника.
В соответствии с частью 2 указанной статьи подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру.
Пункт 26 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189, предусматривает, что полному обыску подвергаются подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию.
В пункте 145 вышеназванных Правил закреплено, что свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником осуществляются наедине без разделительной перегородки и без ограничения их количества и продолжительности. Свидания могут проводиться в условиях, позволяющих сотруднику СИЗО видеть подозреваемого или обвиняемого и защитника, но не слышать.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Согласно статье 24 названного Федерального закона порядок оказания медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 37 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным по стражу" при ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений, его медицинское освидетельствование, а также оказание медицинской помощи проводятся медицинскими работниками СИЗО безотлагательно. Медицинское освидетельствование включает в себя: медицинский осмотр, при необходимости - дополнительные методы исследований и привлечение врачей-специалистов.
Проанализировав нормы действующего законодательства с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 октября 2010 года N 1393-О-О, оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия вправе использовать системы видеонаблюдения и производить полные личные обыски заявителя, что не противоречит закону и не может быть признано нарушающим его права. Так как Фирсов В.Б. обвиняется в совершении особо тяжких преступлений, поставлен на профилактический учет как активный участник преступной группировки и как склонный к членовредительству, то такое ограничение его конституционных прав, в том числе на неприкосновенность частной жизни, является допустимым и оправданным в целях обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также сотрудников учреждения.
Отказывая Фирсову В.Б. в удовлетворении заявления в части признания незаконным и необоснованным бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия и их должностных лиц по оказанию надлежащей медицинской помощи, суды исходили из того, что указанные требования заявителя не подтверждены объективными данными. Из представленных администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия доказательств следует, что Фирсов В.Б. осматривался врачами (терапевтом, фтизиатром) медсанчасти СИЗО-1 и ему назначалось лечение 16 февраля 2012 года, 24 февраля 2012 года, 31 мая 2012 года, 3 июня 2012 года, 5 июня 2012 года, 9 июня 2012 года. 27 февраля 2012 года Фирсов В.Б. был этапирован в ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, где до 5 марта проходил стационарное лечение: осматривался врачами, в том числе отоларингологом, проводились соответствующие обследования, выставлялись диагнозы о наличии хронических заболеваний, назначалось и проводилось медикаментозное лечение. Необходимость осмотра Фирсова В.Б. другими врачами-специалистами и проведения диагностических исследований, перечисленных в заявлении, лечебным учреждением не усмотрена.
Доводы кассационной жалобы о незаконности судебных постановлений в указанной части сводятся к иной оценке доказательств, исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к несогласию с выводами судов обеих инстанций, что не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в силу части второй статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Оснований не согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о том, что обжалуемые действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия не носят длящийся характер, в связи с чем суд первой инстанции правомерно применил к требованиям Фирсова В.Б. установленный частью первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, Президиум не находит.
Отменяя решение суда первой инстанции и прекращая производство по делу в части обжалования бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия по обеспечению заявителю надлежащих условий для ознакомления с материалами уголовного дела и конфиденциальных свиданий с адвокатами, суд апелляционной инстанции указал на то, что данные требования не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, так как должны быть рассмотрены по правилам части 1 статьи 125 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном применении закона.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей подведомственность гражданских дел судам, суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса.
Так, в статье 245 настоящего Кодекса указано, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 7 Постановления от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия), совершённых указанными в статье 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации лицами и связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права при осуществлении производства по конкретному уголовному делу (включая досудебное производство).
Вместе с тем дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осуждённых к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осуждённых надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из этого, заявление содержащегося под стражей Фирсова В.Б. об оспаривании бездействия следственного изолятора и его должностных лиц, связанного с не обеспечением заявителю надлежащих условий для ознакомления с материалами уголовного дела и конфиденциальных свиданий с адвокатами, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, определение суда апелляционной инстанции о прекращении производства по делу в части обжалования Фирсовым В.Б. бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия по обеспечению надлежащих условий для ознакомления с материалами уголовного дела и конфиденциальных свиданий с адвокатами является незаконным и подлежит отмене с направлением дела в указанной части на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 387, пунктом 2 части первой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
ПОСТАНОВИЛ:
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 18 сентября 2012 года по делу по заявлению Фирсова В.Б об оспаривании бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, устранении допущенных нарушений о прекращении производства по делу в части требований Фирсова В.Б. о признании незаконными и необоснованными бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц по обеспечению надлежащих условий для ознакомления заявителя с материалами уголовного дела, о признании незаконными и необоснованными бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц по обеспечению заявителю конфиденциальных свиданий с адвокатами, о понуждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц обеспечить заявителю надлежащие условия для ознакомления с материалами уголовного дела, о понуждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия и его должностных лиц обеспечить заявителю свидания с адвокатами в условиях конфиденциальности отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение оставить без изменения.
Председательствующий В.Н.Мартышкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.