судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Елховиковой М.С.
Козиной Е.Г.
при секретаре Щетининой О.Р.
с участием прокурора Межевовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 сентября 2013 года в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" Слатимовой А.П. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Правительство Республики Мордовия обратилось в суд с иском к Ледяйкину В.Н., Ледяйкиной Т.А. о прекращении права общей долевой собственности на квартиру посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.
В обосновании требований указало, что в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения "Обход г. Саранска" возникла необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". По результатам проведения государственной экспертизы проекта Управлением государственной экспертизы Республики Мордовия было выдано положительное заключение "N" подтверждающее, что выбранный для строительства район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан в соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивает конструкционную и эксплуатационную надежность, обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность проектируемого участка автодороги, принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других действующих норм.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке от 17 января 2013 г. "N" земельный участок с кадастровым номером "N", на котором расположен жилой дом "N" по "адрес", находится в государственной собственности, права на которую не разграничены.
27 мая 2011 года ответчикам было направлено уведомление об изъятии принадлежащей им на праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: "адрес", а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данные уведомления были получены Ледяйкиным В.Н. - 27 июня 2011 г., Ледяйкиной Т.А. - 01 июня 2011 г.
Согласно Отчету "N" об оценке рыночной стоимости части жилого дома (кв. "N" общей площадью 9,9 кв.м), расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 14 марта 2013 г. рыночная стоимость квартиры "N", общей площадью 9,9 кв.м составила "данные изъяты". Ответчикам были направлены проекты соглашений о возмещении выкупной цены и копия отчета об оценке.
Однако, в ходе переговоров ответчики неоднократно заявляли, что отказываются заключать какие-либо сделки в отношении спорной изымаемой недвижимости на условиях, предлагаемых ГКУ "Упрдор Республики Мордовия".
Истец просил суд прекратить право собственности Ледяйкиной Т.А. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на кв. "N", общей площадью 9,9 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной "данные изъяты". Прекратить право собственности Ледяйкина В.Н. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на кв. "N" общей площадью 9,9 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной "данные изъяты".
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2013 года исковые требования Правительства Республики Мордовия удовлетворены частично и постановлено следующее:
"После уплаты выкупной цены в сумме "данные изъяты" прекратить право общей долевой собственности (на 1/2 долю в праве) Ледяйкина В.Н. на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.
После уплаты выкупной цены в сумме "данные изъяты" прекратить право общей долевой собственности (на 1/2 долю в праве) Ледяйкиной Т.А. на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.
В удовлетворении исковых требований Правительства Республики Мордовия к Ледяйкину В.П. о прекращении его права общей долевой собственности (на 1/2 долю в праве) на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия, после уплаты выкупной цены в сумме "данные изъяты", а также к Ледяйкиной Т.А. о прекращении ее права общей долевой собственности (на 1/2 долю в праве) на квартиру, расположенную по адресу; "адрес", посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия, после уплаты выкупной цены в сумме "данные изъяты" - отказать".
В апелляционной жалобе представитель ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" Слатимова А.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что суд при вынесении решения принял за основу экспертное заключение "N" об оценке рыночной стоимости жилого дома, подготовленное экспертом ООО " К", однако оно не может быть признано достоверным, так как экспертом оценена была квартира большей площади, хотя в свидетельстве о регистрации права площадь квартиры составляет 9,9 кв.м. Необоснованно в экспертное заключение были включены стоимость забора, сарая, зеленых насаждений, так как у ответчиков отсутствуют права на земельный участок. При проведении экспертизы не было учтено, что на оцениваемые объекты имеется ограничение права (обременения). Были подобраны некорректные аналоги для оценки квартиры. Эксперт завысил стоимость спорной недвижимости. С учетом изложенного считает, что указанный отчёт не может быть допустимым и достоверным доказательством по делу. В связи с этим просил назначить по делу повторную экспертизу, производство которой поручить ООО "Рыночные оценочные системы", указав, что оплату экспертизы гарантирует третье лицо ГКУ "Упрдор Республики Мордовия".
В возражениях старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия Лапшина О.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель истца Правительства Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путём заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известил, отложить разбирательство дела не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" Гуськова И.С., действующая на основании доверенности N 01-17/293 от 20 мая 2013 г. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истцы Ледяйкина Т.А., Ледяйкин В.Н. и его представитель - адвокат Камаев В.Н., действующий на основании ордера N 134 от 26 сентября 2013 г. против удовлетворения апелляционной жалобы, возражали.
Заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение суда правильным.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Данные полномочия органов местного самоуправления закреплены также в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно материалам дела, в соответствии с копиями свидетельств о государственной регистрации права серии "N" и серии "N" Ледяйкина Т.А. и Ледяйкин В.Н. имеют в общей долевой собственности (по 1/2 доли каждый) квартиру, общей площадью 9,9 кв.м, по адресу: "адрес".
Постановлением Главы администрации городского округа Саранск N 418 от 28 марта 2008 года (с последующими изменениями) ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" предварительно согласовано место размещения вышеуказанной автодороги, а также утвержден акт о выборе земельного участка для размещения данной автодороги, в соответствии с которым, в частности, жилой дом "N" по "адрес" находится в районе размещения автодороги и подлежит сносу.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия N 463 от 29 ноября 2010 г. (с последующими изменениями) в целях размещения автодороги межмуниципального значения "Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 "Саранск-Сурское-Ульяновск" до автодороги 1Р 158 "Нижний Новгород-Саратов" (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия, жилой дом "N" по "адрес" подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовия.
Указанное постановление Правительства Республики Мордовия опубликовано в газете "Известия Мордовия" 01 декабря 2010 года.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года N 457 утверждено изъятие земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия в целях размещения автомобильной дороги межмуниципального значения "Обход г.Саранска от автомобильной дороги 1Р 178 "Саранск-Сурское-Ульяновск" до автодороги 1Р 158 "Нижний Новгород- Саратов " (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия", в том числе земельного участка с кадастровым номером "N", общей площадью 790 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Вышеуказанное постановление Правительства Республики Мордовия опубликовано в газете "Известия Мордовия" 25 ноября 2010 года.
Согласно выводам положительного заключения Управления государственной экспертизы Республики Мордовия "N" от "дата" и "N" от "дата" по рабочему проекту "Обход г.Саранска от автодороги 1Р 178 "Саранск-Сурское-Ульяновск" до автодороги 1Р 158 "Нижний Новгород-Саратов" (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия, выбранный для размещения указанной автодороги район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан в соответствии с действующими нормами и правилами, проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других действующих норм. Проект рекомендован к утверждению для реализации.
Письмами от 27 мая 2011 года Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия уведомил Ледяйкина В.Н., Ледяйкину Т.А. о предстоящем изъятии принадлежащей им на праве общей долевой собственности квартиры "N" по адресу: "адрес", для государственных нужд Республики Мордовия. Указанные уведомления получены Ледяйкиным В.Н. - 27 июня 2011 года, Ледяйкиной Т.А. - 01 июня 2011 года, что ответчиками не оспаривалось (л.д. 27-27).
18 января 2013 года ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" в адрес Ледяйкиной Т.А. и Ледяйкина В.Н. направило отчет об оценке рыночной стоимости спорной квартиры, а также составленный на основании отчета проект соглашения о возмещении выкупной цены, изымаемого для государственных нужд Республики Мордовия указанной квартиры, врученные ответчикам согласно почтовых уведомлений 22 января 2013 года.
Исходя из вышеизложенных норм права, учитывая, что земельный участок изымается для муниципальных нужд в связи с размещением автомобильной дороги, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчиков на жилой дом в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа стороной истца соблюден.
Принимая решение по делу, и определяя выкупную стоимость жилого дома и убытков, подлежащих выплате истцом в пользу ответчиков, суд принял в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу заключение эксперта ООО " К" "N" от "дата", которое соответствует пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно заключения эксперта рыночная стоимость объекта оценки, включающего в себя квартиру "N" с надворными постройками, расположенную по адресу: "адрес" по состоянию на 18 июня 2013 года составляет "данные изъяты".
Оснований сомневаться в объективности выводов экспертов у суда не имелось, последние были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Кроме того, в заключении экспертом был проведен анализ стоимости таких же объектов, сравнительно-затратным подходом была установлена стоимость квартиры с надворными постройками. В представленном им заключении приведены аналоги как квартир, возведенных из кирпича, так и из дерева.
Квартира ответчиков была оценена совместно с пристройкой, как указал эксперт в суде первой инстанции в отдельности разделить стоимость квартиры и пристройки он не может. Кроме того, в ходе экспертного осмотра было установлено, что в пользовании ответчиков находятся забор сплошной, сарай и зеленые (плодово-ягодные) насаждения, которые он также оценил с приведением их рыночной стоимости в представленном отчете.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что подлежат возмещению и надворные постройки - забор, сарай, а также плодово-ягодные насаждения, которые, хотя и расположены на земельном участке, принадлежащем истцу, но возведены за счет ответчиков и являющиеся их имуществом, а следовательно ответчики понесут убытки в процессе их изъятия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, ссылок на наличие оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" Слатимовой А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи М.С. Елховикова
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.