Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ивановой М.Н.,
судей Дьяконовой З.С., Скакуна А.И.,
при секретаре Неустроевой С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Алданского районного суда от 10 июня 2013г. по делу по иску Анфилофьевой Марины Сергеевны к муниципальному образованию "Алданский район", муниципальному образованию "Нижний Куранах" об обязании предоставить в комиссию сведения для дополнительного включения в республиканский Реестр по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям имеющим детей инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление Анфилофьевой Марины Сергеевны удовлетворить.
Обязать муниципальное образование "Алданский район" и муниципальное образование "Нижний Куранах" предоставить в Комиссию при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям имеющим детей -инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, сведения, все необходимые документы, для дополнительного включения Анфилофьевой Марины Сергеевны инвалида третьей группы, в республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, как имеющей право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет субвенций из федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анфилофьева М.С. обратилась в суд с иском к ответчикам, указывая о том, что является инвалидом третьей группы бессрочно, состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 05.02.2003 года. Обратившись в администрацию МО "Нижний Куранах" в 2009 году узнала, что была произведена перерегистрация малоимущих граждан. Представив документы для включения в Реестр нуждающихся в предоставлении жилых помещений, информации об этом не получила. Полагает, что не внесена в указанный реестр по вине ответчиков ввиду несвоевременного оформления и представления документов. Просила суд обязать ответчиков представить документы о включении ее в республиканский реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано ответчиком.
В апелляционной жалобе представитель МО "Алданский район" просит отменить решение суда и отказать в иске в части обязания их предоставить документы на истца в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права. Считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что ответчик не ведет учет инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем самым не имеет возможности представить необходимые документы.
В возражении на апелляционную жалобу истица просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что Анфилофьева М.С. является инвалидом ... группы с 26.06.2000г., инвалидность установлена бессрочно. Состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. При перерегистрации была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий под N ... в МО "Поселок Нижний Куранах". Согласно письма АМО "Поселок Нижний Куранах" от 19.02.2013г. за N ... в настоящее время истица числится в очереди на получение жилья под N ...
Истица собственного жилья не имеет, нуждается в приобретении отдельной благоустроенной квартиры, средств для этого не имеет. Не включена в реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из-за несвоевременного предоставления необходимых документов. МО "Поселок Нижний Куранах" не возражает против удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного федерального закона постановлением Правительства РС(Я) от 25 мая 2006г. N226 утвержден Порядок предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Уполномоченным органом по составлению и представлению сведений льготной категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, определено Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Муниципальным образованиям улусов (районов) и городских округов рекомендовано создать комиссии с включением в их состав специалистов администраций муниципальных образований улусов (районов) и городских округов, руководителей территориальных органов социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), представителей общественных организаций. Комиссии проводят работу по проверке жилищных условий льготной категории граждан, упорядочению очереди. Представляют управлениям социальной защиты населения необходимую для получения социальной выплаты документацию на граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года. Ежеквартально информируют Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) об изменениях и дополнительных сведениях в учете граждан.
Предоставление гражданам социальных выплат производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005г. и включения в список на предоставление социальных выплат поэтому доводы жалобы о том, что правовых оснований для возложения на МО "Алданский район" обязанности предоставлять в комиссию сведения о гражданах для включения в республиканский рестр по вопросам социальных выплат у суда не имелось основанием для отмены решения суда служить не могут.
Из письма Министерства труда и социального развития РС (Я) в ответ на обращение истицы от 20.03.2013 г. N ... видно, что именно администрация МО "Алданский район" нарушила ее право на улучшение жилищных условий и обеспечение жильем, не включив в списки инвалидов вставших на учет для получения жилья до 1 января 2005 года.
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), ежегодно формирует до 31 декабря года, предшествующего планируемому, республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и вносит его на утверждение Комиссии, занимающейся решением вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Таким образом, формирование списка (реестра) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится на основе сведений, представленных органами местного самоуправления в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о недопустимости нарушения прав истца на получение социальной выплаты и обязал ответчиков представить необходимые документы для включения его в республиканский реестр.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы государственной власти РС (Я) не передавали МО "Алданский район" отдельных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов не влекут отмену решения суда.
Указанным выше Постановлением Правительства РС (Я) именно органам местного самоуправления рекомендовано представлять управлениям социальной защиты населения необходимую для получения социальной выплаты документацию на граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Отсутствие нормативного правового акта по передаче полномочий регулирующего рассматриваемые правоотношения, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан и освободить органы местного самоуправления от возложенной на них нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации обязанности по предоставлению документов, которые служат основанием для получения социальных выплат и являются мерами социальной поддержки инвалидов.
Доводы ответчика о том, что истица обращалась с заявлением для постановки на учет в МО "Поселок Нижний Куранах", а МО "Алданский район" не вправе вмешиваться в полномочия муниципальных образований и не несет ответственности за их действия отклоняются, так как основаны на неправильном толковании норм материального права. Действующим законодательством предусмотрены следующие условия для возникновения права на социальную помощь государства по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": нуждаемость в улучшении жилищных условий, постановка на учет в качестве такового до 1 января 2005г., инвалидность. Указанные условия в отношении истицы имеются.
Из анализа нормативных актов, подлежащих применению по спорным правоотношениям, следует, что правовое значение имеет дата постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а не место, где этот гражданин поставлен на учет. Причем гражданин нуждающийся в улучшении жилищных условий может быть поставлен на учет как в администрации района, так и в администрации по месту проживания. При этом не имеет правового значения каким органом местного самоуправления на уровне района или поселка будут направлены документы, являющиеся основанием для назначения социальных выплат инвалидам в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Иные доводы, были предметом подробного рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Эти доводы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и являются ошибочными. Судом надлежащие ответчики установлены правильно, поскольку действующим законодательством именно на указанные органы возложена обязанность по представлению пакета документов на претендента на получение социальной выплаты для формирования республиканского реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алданского районного суда от 10 июня 2013 года по делу по иску Анфилофьевой Марины Сергеевны к муниципальному образованию "Алданский район", муниципальному образованию "Нижний Куранах" об обязании предоставить в комиссию сведения для дополнительного включения в республиканский Реестр по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям имеющим детей инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Иванова М.Н..
Судьи Дьяконова З.С.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.