Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ивановой М.Н.,
судей Скакуна А.И., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Неустроевой С.П.,
с участием прокурора Долганова Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчика и третьего лица на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2013 года, которым по делу по иску заместителя прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Диалог" о признании незаконными действий по введению завышенных тарифов на жилищные услуги для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и собственников, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия обществу с ограниченной ответственностью "Диалог" по введению с 26 января 2011 года для нанимателей жилых помещений по договору социального найма дома ... завышенных тарифов на жилищные услуги.
В остальной части - отказать.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., заключение прокурора Долганова Г.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ленского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Диалог". В обоснование требований указал, что по результатам проведенной проверки установлено, что тарифы за жилищные услуги для жильцов дома N ... введены управляющей компанией на основании решения общего собрания собственников помещений и превышают размеры тарифов, установленные органом местного самоуправления. Ссылаясь, что управляющая компания не вправе требовать от нанимателей по договору социального найма и собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом, платы в большем размере, чем это установлено органами местного самоуправления, просил суд удовлетворить исковые требования
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано ответчиком и третьим лицом. В апелляционных жалобах они просят отменить решение ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Указывают, что суд не дал надлежащей оценки обстоятельствам дела, и участия в нем прокурора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из дела, жилой дом по адресу: ... , на основании распоряжения главы г. Ленска от 08.09.2010, по договору от 14.02.2011 передан в управление ООО "Диалог" в связи с тем, что собственниками помещений не выбран способ управления домом.
Распоряжениями главы г.Ленска были утверждены размеры платы граждан за жилое помещение на 2011, 2012 годы. Однако, со ссылкой на решение общего собрания собственников жилых помещений дома по ул. ... , приказом ООО "Диалог" от 26.01.2011 введены новые тарифы в следующих размерах: техническое обслуживание за 1 м.кв. с учетом НДС: 20,89 руб., вывоз твердого мусора за 1 м.кв. с учетом НДС: 3,47 руб., уборка придворовой территории за 1 м.кв. с учетом НДС: 5,49 руб., уборка подъездов за 1 м.кв. с учетом НДС: 2,84 руб. Как видно из дела, новые тарифы ООО "Диалог" превышают размеры тарифов, установленных главой МО "Город Ленск".
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ собственниками жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям и образующих муниципальный жилищный фонд, выступают муниципальные образования.
В силу ст. 44, 161 того же Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
По смыслу указанных норм, выбор способа управления многоквартирным домом является исключительным правомочием собственников помещений данного дома. Наниматели жилых помещений не обладают правом выбора способа управления многоквартирным домом и, соответственно, правом выбора управляющей организации.
Согласно ч. 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, названная статья Жилищного кодекса РФ предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что в жилом доме по ... N ... принадлежат на праве собственности гражданам, остальные квартиры - МО "Город Ленск". Таким образом, на момент введения новых тарифов в доме проживали два собственника жилых помещений и наниматели по договорам социального найма.
В силу вышеуказанных норм ЖК РФ наниматели по договору социального найма обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном органом местного самоуправления, являющимся собственником соответствующего помещения.
Если же размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (ч. 4 ст. 155 Жилищный кодекс РФ).
Аналогичное положение закреплено и в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления, для собственников помещений предполагает обязанность по ее перечислению управляющей организации наймодателем. Данное правило носит общий характер и каких-либо исключений из него Жилищный кодекс РФ не предусматривает.
При таких обстоятельствах управляющая компания не вправе требовать от нанимателей по договорам социального найма платы в большем размере, чем это установлено органом местного самоуправления, а потому требование ООО "Диалог" к нанимателям об оплате жилищных услуг по тарифам, установленным по договору между ним и собственником с 26.01.2011г., не основано на законе.
Согласно ч.4 ст.161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Заключение городской администрацией договора управления от 14.02.2012 не свидетельствует о том, что собственниками жилых помещений в доме по ... было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Собственники квартир, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, несут бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления.
Таким образом, ООО "Диалог" также не вправе требовать от собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, платы в большем размере, чем это установлено органом местного самоуправления.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о том, что иск подан неуполномоченным лицом также несостоятельны, так как прокурор вправе обращаться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2013 года по иску заместителя прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Диалог" о признании незаконными действий по введению завышенных тарифов на жилищные услуги для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и собственников, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом - оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Иванова М.Н.
Судьи Дьяконова З.С.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.