Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ивановой М.Н.
судей Дьяконовой З.С., Скакуна А.И.,
при секретаре Неустроевой С.П.,
с участием прокурора Долганова Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора на решение Ленского районного суда РС (Я) от 7 июня 2013г. по делу по иску заместителя прокурора Ленского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов г.Ленска" МО "Ленский район", администрации муниципального образования "Ленский район" о возложении обязанности оборудования здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) - отказать
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., заключение прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к МКОУДОД "Станция юных натуралистов г.Ленска" МО "Ленский район" и администрации МО "Ленский район". Свои требования обосновал требованиями антитеррористического законодательства, направленных на безопасность несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения. Нарушения положений ФЗ "О противодействии терроризму" создают условия для распространения терроризма, в результате которого возможна массовая гибель людей, уничтожение имущества. Просит обязать оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.
Представитель МКОУДОД "Станция юных натуралистов г.Ленска" МО "Ленский район" с заявленными требованиями не согласился.
Представитель соответчика администрации МО "Ленский район" с исковыми требованиями прокурора не согласился, полагает, что законодательные акты, на которые ссылается истец не обязывают их оборудовать здания детских садов телевизионным видеонаблюдением.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор полагает решение не законным и необоснованным. Ссылается на требования законодательства РФ о защите детей от посягательств, на положения закона о противодействии терроризму. Ссылка на год постройки, в настоящем случае, по мнению прокурора не имеет правового значения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене.
В соответствии с п.п.1 и 7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" утвержденного Приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года N 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Как следует из материалов дела, в муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов г.Ленска" отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
В силу п.1 ч.2 ст.32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п.3 ч.3 ст.32 указанного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что обязание оборудовать указанной выше системой не представляется возможным ввиду того, что здание учреждения старой постройки неправомерно и необоснованно.
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение по основаниям предусмотренным ст.330 ГПК РФ, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда РС (Я) от 7 июня 2013г. по делу по иску заместителя прокурора Ленского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов г.Ленска" МО "Ленский район", администрации муниципального образования "Ленский район" о возложении обязанности оборудования здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения - отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов г.Ленска" МО "Ленский район" и администрацию муниципального образования "Ленский район" оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.
Председательствующий: Иванова М.Н.
Судьи Дьяконова З.С.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.