Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Скакуна А.И.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2013 года по делу по заявлению прокурора г.Мирный РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Обязать администрацию муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов из района жилого дома N ... по ...
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., заключение прокурора Рязанской А.Д., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга обратился в суд с требованием к ответчику об организации учета, сбора и вывоза твердых бытовых отходов, выявленных при проверке на территории города Мирный. В обоснование требований указал, что при проведении прокуратурой г. Мирного совместно с Оперативной инспекцией государственного экологического контроля (надзора) Министерства охраны природы РС(Я) проверки соблюдения МО "Город Мирный" природоохранного и экологического законодательства выявлены нарушения природоохранного законодательства, а также ненадлежащий контроль за соблюдением Правил благоустройства и санитарного содержания территории МО "Город Мирный", в частности, в районе жилого дома N ... по ... обнаружена несанкционированная свалка отходов. В результате бездействия администрации оказывается негативное воздействие на окружающую природную среду и нарушаются права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Просил обязать ответчика организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в районе жилого дома N ... по ...
Представитель АМО "Город Мирный" Республики Саха (Якутия) с заявлением не согласился. Полагает, что обязанности по сбору и вывозу мусора муниципальным образованием выполняется в полном объеме.
Судом принято вышеуказанное решение, обоснованность и законность которого оспаривается ответчиком. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального права. Ссылается на то, что все необходимые мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения со своей стороны им исполняется должным образом. Вывоз и утилизация иных отходов не входит в компетенцию муниципального образования
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пунктам 1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как установлено судом, по результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Мирного Республики Саха (Якутия) с участием старшего государственного инспектора Оперативной инспекции государственного экологического контроля (надзора) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), старшего госинспектора МКОП Минприроды Республики Саха (Якутия), представителей МО "Город Мирный" по соблюдению органом местного самоуправления Города Мирный требований природоохранного и экологического законодательства, в части полноты реализации ими полномочий по организации своевременного вывоза и сбора несанкционированных свалок, выявлены факты отсутствия контроля муниципального образования за соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания территории МО "Город Мирный", в частности, в районе жилого дома N ... по ... выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что является нарушением требований природоохранного и экологического законодательства в части полноты реализации ими полномочий по организации своевременного вывоза и сбора несанкционированных свалок.
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
При рассмотрении дела суд пришел к обоснованному выводу, что отходы подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий проводимых на территории муниципального образования, и возложил обязанность по их устранению на ответчика.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы жалобы о том, что судом допущено нарушение норм материального права, а именно: Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому в полномочия муниципального образования входит сбор и вывоз только отходов жизнедеятельности населения, подлежат отклонению. На основании ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, обязанность ответчика по сбору и утилизации отходов прямо предусмотрена законом.
Утверждение в жалобе на то, что администрацией МО "г. Мирный" постоянно проводятся работы мероприятия по организации работ для сбора и выводы отходов, является несостоятельным, так как наличие самой несанкционированной свалки свидетельствует о необходимости со стороны муниципального образования организации процедуры утилизации и переработки отходов, расположенных на этой свалке.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Эти доводы были проверены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований сомневаться в правильности оценки не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2013 года по делу по заявлению прокурора г.Мирный РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.