Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В.,
судей Ивановой М.Н., Скакуна А.И.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием прокурора Самойловой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Ленского районного суда РС (Я) от 12 июля 2013г. по делу по иску заместителя прокурора Ленского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Ёлочка" с.Толон МО "Ленский район" и администрации муниципального образования "Ленский район" о возложении обязанности оборудования здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Ёлочка" с.Толон МО "Ленский район" и администрацию муниципального образования "Ленский район" оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.
Директору муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждении детский сад "Ёлочка" с.Толон МО "Ленский район", в течение 1 месяца сообщить суду об исполнении решения.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., заключение прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к МБДОУ детский сад "Ёлочка" с.Толон МО "Ленский район" и администрации МО "Ленский район". Свои требования обосновал требованиями антитеррористического законодательства, направленных на безопасность несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения. Нарушения положений ФЗ "О противодействии терроризму" создают условия для распространения терроризма, в результате которого возможна массовая гибель людей, уничтожение имущества. Просит обязать оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.
Представитель соответчика администрации МО "Ленский район" с исковыми требованиями прокурора не согласился, полагает, что законодательные акты, на которые ссылается истец не обязывают их оборудовать здания детских садов телевизионным видеонаблюдением.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель муниципального образования "Ленский район" ставит вопрос об отмене решения, указывая, что прокурор не представил суду достаточных доказательств в обоснование заявленных требований. Приводит доводы о том, что нормативно-правовые акты, на которых основывался суд при вынесении решения, вступили в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию образовательного учреждения. Оснащение таких объектов социальной инфраструктуры системой видеонаблюдения может осуществляться только в период их реконструкции и капитального ремонта. Между тем, такой ремонт либо реконструкция детского сада на ближайшее время не запланированы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с п.п.1 и 7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" утвержденного Приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года N 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Судом первой инстанции установлено, что в Муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении детский сад "Ёлочка" с.Толон, расположенного по адресу: ... , отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
В силу п.1 ч.2 ст.32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п.3 ч.3 ст.32 указанного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на учебное заведение обязанность по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения, как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности и обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности,
Доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и СНиП 31-06-2009 вступили в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию образовательного учреждения, а его реконструкция и капитальный ремонт не планируются, не могут служить основанием для освобождения ответчиков от возложенной на них судом обязанности.
Действительно, в соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства положения ч.2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался положениями Федеральных законов "О противодействии терроризму", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об образовании", СНиП 31-06-2009 и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности обустроить детский сад N ... системой видеонаблюдения, поскольку выполнение указанного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.
Принимая во внимание, что решением суда за неопределенным кругом лиц и в первую очередь за детьми признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, оснований для отмены судебного постановления по настоящему делу апелляционная инстанция не находит.
Что касается применения судом СНиП 31-06-2009, в силу пункта 1.1 которого эти нормы и правила распространены на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий, то в данном случае судом не возложена обязанность по переустройству либо перепланировке самого здания детского сада. Кроме того, как следует из жалобы, капитальный ремонт здания не проводился и не планируется, что, в свою очередь, на неопределенный срок отдаляет реализацию необходимых мер антитеррористической направленности. При этом в силу требований закона ответчик должен принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда РС (Я) от 12 июля 2013г. по делу по иску заместителя прокурора Ленского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Ёлочка" с.Толон МО "Ленский район", администрации муниципального образования "Ленский район" о возложении обязанности оборудования здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения - оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.