Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Панаиотиди И.В.,
судей: Алборова У.Я. и Багаевой С.В.,
при секретаре Дряеве Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 14 марта 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Дзусовой ... к МВД по РСО-Алання о признании незаконным отказа в изменении основания увольнения из органов внутренних дел, обязании изменить основание увольнения удовлетворить.
Признать незаконным отказ МВД по РСО-Алания в изменении основания увольнения из органов внутренних дел Дзусовой ...
Обязать МВД по РСО-Алания изменить основание увольнения Дзусовой Индиры Петровны из органов внутренних дел, указанное в приказе N ... от 06.09.2011 года на п. "з" части 1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Панаиотиди И.В., выслушав объяснения представителя МВД по РСО-Алания Бутовой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, а также возражения по доводам апелляционной жалобы Дзусовой И.П. и ее представителя Хугаева М.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
УСТАНОВИЛА:
Дзусова И.П. обратилась в суд с иском к МВД по РСО-Алания о признании незаконным отказа в изменении основания увольнения из органов внутренних дел и об обязании изменить основание увольнения.
В обоснование исковых требований указала, что в период с 1 сентября 1991 года по 6 сентября 2011 года проходила службу в органах внутренних дел, с 1 октября 2009 года в должности начальника по делам несовершеннолетних отделения МОБ УВД по Пригородному району РСО-Алания. Приказом Министра внутренних дел РСО-Алания N ... от 6 сентября 2011 года была уволена с занимаемой должности по пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел. При этом указала, что 8 июля 2011 года кадровым подразделением ей было выдано направление на военно-врачебную комиссию. Через 3-4 дня она прибыла на военно-врачебную комиссию для прохождения освидетельствования, где сдала указанное направление. 20 июля 2011 года обратилась с рапортом о предоставлении ей очередного ежегодного отпуска за 2011 год с последующим увольнением по выслуге лет, рассчитывая, что за это время военно-врачебная комиссия вынесет свое заключение. Однако, 6 сентября 2011 года не дождавшись заключения врачебно-врачебной комиссии, была уволена из органов внутренних дел. Согласно свидетельства о болезни военно-врачебной комиссии МСЧ МВД по РСО-Алания от ... года была признана "в" - ограниченно годной к военной службе, степень ограничения 4.
30 сентября 2011 года после получения свидетельства о болезни обратилась в МВД по РСО-Алания с заявлением об изменении основания увольнения на другое основание - "по состоянию здоровья". Однако, письмом и.о. начальника ОМВД РФ по Пригородному району РСО-Алания в просьбе ей было отказано. 25 мая 2012 года ФБУ МСЭ была признана инвалидом второй группы, с указанием причины инвалидности "Военная травма". Повторно обратившись к ответчику с заявлением об изменении основания увольнения, 20 июня 2012 года письмом начальника УРЛС МВД по РСО-Алания в просьбе ей было отказано. Просила суд признать незаконным отказ в изменении основания увольнения из органов внутренних дел и обязать МВД по РСО-Алания изменить основания ее увольнения.
В судебном заседании представитель Дзусовой И.П. - Хугаев М.В., действующий на основании доверенности, требования истицы поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель МВД по РСО-Алания Бутова Л.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать как по существу, так и в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд. При этом указала, что Дзусова И.П. добровольно решила расторгнуть трудовые отношения с Министром внутренних дел по РСО-Алания, заблаговременно предупредив об увольнении, при этом, сама выбрала основание увольнения. Кроме того, в случае нарушения процедуры увольнения истица имела право обжаловать действия МВД по РСО-Алания в судебном порядке. Однако с таким иском она в суд не обращалась. В представлении к увольнению Дзусовой И.П. имеется ее подпись, свое несогласие с пунктом увольнения или нарушения процедуры увольнения она не выразила. Также показала, что ВВК освидетельствовали Дзусову И.П. по конкретной должности, а не в связи с увольнением. Таким образом, у МВД по РСО-Алания не было необходимости дожидаться заключения военно-врачебной комиссии, и не было оснований не реализовывать рапорт Дзусовой И.П. Довод о необходимости зачисления Дзусовой И.П. в распоряжение МВД по РСО-Алания до прохождения ею военно-врачебной комиссии также считает необоснованным.
Ленинским районным судом г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД по РСО-Алания просит отменить решение суда, считая его необоснованным, и вынести по делу новое решение, которым отказать Дзусовой И.П. в удовлетворении ее исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, в период с 1 сентября 1991 года по 6 сентября 2011 года Дзусова И.П. проходила службу в органах внутренних дел, с 1 октября 2009 года в должности начальника по делам несовершеннолетних отделения МОБ УВД по Пригородному району РСО-Алания. Приказом Министра внутренних дел РСО-Алания N ... от 6 сентября 2011 года, была уволена с занимаемой должности по пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел. В последующем, 8 июля 2011 года кадровым подразделением истице было выдано направление на военно-врачебную комиссию, а 20 июля 2011 года она обратилась с рапортом на имя Министра внутренних дел по РСО-Алания о предоставлении очередного ежегодного отпуска за 2011 год с последующим увольнением, рассчитывая, что за это время военно-врачебная комиссия вынесет свое заключение. Не дождавшись заключения военно-врачебной комиссии, 6 сентября 2011 года истица была уволена из органов внутренних дел по пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге лет срока службы, дающего право на пенсию). Заключением военно-врачебной комиссии от 21 сентября 2011 года N ... Дзусова И.П. была признана по пункту "в" - ограниченно годной к военной службе, степень ограничения - 4.
30 сентября 2011 года после получения свидетельства о болезни она обратилась в МВД по РСО-Алания с заявлением об изменении основания увольнения на другое основание - "по состоянию здоровья". Письмом и.о. начальника ОМВД РФ по Пригородному району РСО-Алания в указанной просьбе ей было отказано. В последующем, 25 мая 2012 года ФБУ МСЭ истица была признана инвалидом второй группы, с указанием причины инвалидности "Военная травма". Повторно обратившись к ответчику с заявлением об изменении основания увольнения, письмом начальника УРЛС МВД по РСО-Алания от 20 июня 2012 года в просьбе ей было отказано.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Пунктом 8 статьи 82 Федерального закона предусмотрено основание для увольнения сотрудника органов внутренних дел "по состоянию здоровья". При этом, обязательным условием применения указанного основания законом предусмотрено наличие заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, пунктом 1 которого установлено, что Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", совершенствования военно-врачебной экспертизы в системе МВД России и повышения ее эффективности приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 июля 2010 года N 523 утверждена Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. Пунктом 3 данной Инструкции предусмотрено о том, что для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в МВД России создаются штатные и нештатные (постоянно и временно действующие) военно-врачебные комиссии.
В соответствии с пунктом 4.4. Инструкции на военно-врачебную комиссию (ВВК) возлагается определение категории годности по состоянию здоровья граждан к службе, на момент их увольнения из органов внутренних дел.
Тем самым следует, что вопрос определения категории годности по состоянию здоровья граждан к службе на момент их увольнения из органов внутренних дел отнесен к компетенции военно-врачебной комиссии.
Как верно установлено судом первой инстанции, в случае, если военно-врачебная комиссия установит, что на момент увольнения имела место военная травма, то гражданин, ранее уволенный по иным, не связанным с состоянием здоровья основаниям, имеет право на изменение формулировки увольнения и на получение соответствующих выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
Данный вывод суда согласуется с положениями действующего в настоящее время Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части 9 статьи 82 которого закреплено, что в случае выявления (возникновения) новых обстоятельств, связанных с прекращением или расторжением контракта, основание, по которому с сотрудником органов внутренних дел был прекращен или расторгнут контракт, может быть изменено приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Исходя из материалов дела и, руководствуясь изложенными нормами, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности удовлетворения исковых требований Дзусовой И.П. о признании незаконным отказа ответчика в изменении основания увольнения и об обязании МВД по РСО-Алания уволить истицу из органов внутренних дел по п. "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ("по ограниченному состоянию здоровья").
Судебная коллегия полагает, что установление военной врачебной комиссией в отношении Дзусовой И.П. заболевания, согласно свидетельства о болезни N ... от 29 сентября 2011 года при наличии приказа работодателя от 6 сентября 2011 года N ... по "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге лет срока службы, дающего право на пенсию) не исключает ее право на изменение основания увольнения в связи с ограничением по состоянию здоровья (пункт "з" части 1 статьи 58 Положения).
Указанный вывод корреспондирует с правоприменительной практикой Верховного Суда Российской Федерации по указанной категории дел (определение от 5 июня 2012 года N АПЛ 12-288).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ответчика, предпринятые в отношении Дзусовой И.П., противоречат требованиям действовавшего на момент ее увольнения раздела 17 приказа МВД РФ, пунктом 17.19 которого было предусмотрено, что после издания приказов об увольнении сотрудников из органов внутренних дел основания такого увольнения изменению не подлежат, если при этом не были допущены нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и не вскрыты новые обстоятельства, связанные с увольнением, поскольку заключение ВВК от 29 сентября 2011 года, несмотря на то, что было получено с некоторым опозданием, являлось поводом для изменения основания увольнения Дзусовой И.П. со службы.
Таким образом, Дзусова И.П. не могла быть произвольно лишена предоставленных ей законом прав и льгот только лишь в связи с несвоевременной подготовкой заключения военно-врачебной комиссии.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение законным и не подлежащим изменению по доводам апелляционной жалобы.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 14 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Панаиотиди
Судьи У.Я.Алборов
С.В.Багаева
Справка: гражданское дело N 2-433/13г. по первой инстанции рассмотрено Ленинским районным судом г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания под председательством судьи Дзуцевой Ф.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.