Судья Верховного Суда РСО-Алания Темираев Э.В.,
при секретаре Сиукаевой О.Д.,
рассмотрев протест помощника прокурора Дигорского района РСО-Алания на постановление судьи Дигорского районного суда РСО-Алания от 11 июля 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника Управления муниципальной собственности и земельных отношений администрации Дигорского района РСО-Алания Бадриевой М.Д.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Дигорского районного суда РСО-Алания от 18 апреля 2013 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника Управления муниципальной собственности и земельных отношений администрации Дигорского района РСО-Алания Бадриевой М.Д., в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с названным постановлением судьи, помощник прокурора района обратился с протестом в Верховный Суд РСО-Алания, в котором просит об отмене не вступившего в законную силу судебного постановления, как незаконного и необоснованного, выражая несогласие с выводами судьи об отсутствии в действиях Бадриевой М.Д. состава административного правонарушения, и просит привлечь ее к административной ответственности.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя прокуратуры Дигорского района РСО-Алания Кодзасова С.М., поддержавшего протест, возражения начальника Управления муниципальной собственности и земельных отношений администрации Дигорского района РСО-Алания Бадриевой М.Д. против удовлетворения протеста, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 19 июня 2013г. в Дигорский районный суд поступило постановление прокурора Дигорского района РСО-Алания о возбуждении административного производства по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении начальника Управления муниципальной собственности и земельных отношений администрации Дигорского района РСО-Алания Бадриевой М.Д. В нем указано: прокурорской проверкой, проведенной в 2013 году, установлено, что в нарушение п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ и п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, главой администрации Дигорского района были вынесены постановления о предоставлении в аренду земельных участков-территорий общего пользования по ... района под строительство нежилых объектов.
В нарушение п.3 ст.31 Земельного кодекса РФ главой администрации Дигорского района РСО-Алания при вынесении указанных постановлений о предоставлении земельных участков под строительство нежилых объектов по ул.Тогоева в г.Дигоре, требования Закона не были соблюдены, обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения не проводилось.
По сведениям администрации Дигорского района, нежилые объекты построенные на указанных земельных участках по ул.Тогоева в г.Дигоре, построены без разрешительных документов на строительство данных объектов, что является нарушением действующего земельного законодательства.
По указанным фактам 3.04.2013 года прокуратурой Дигорского района в адрес главы АМС Дигорского района РСО-Алания внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Между тем конкретных мер по установлению выявленных прокуратурой района нарушений Бадриева М.Д. не предприняла, чем совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно ст.17.7 КоАП РФ административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Федеральный закон) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами ст. ст. 22,24 Федерального закона, которые позволяют прокурору в пределах предоставленных ему законом полномочий устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст.21 Федерального закона, вносить соответствующее представление.
В силу ст.6 приведенного Федерального закона, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст.ст.9.1,22, 27,30,33Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Согласно ст.24 Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
О последствиях неисполнения представления заместителя прокурора Дигорского района РСО-Алания от 03.04.2013 года в месячный срок, в частности, о наступлении ответственности по ст.17.7 КоАП РФ, указано в самом представлении.
Как следует из рапорта помощника прокурора Дигорского района от 18.06.2013 г., в установленный срок требование прокурора о рассмотрении представления и принятии мер по устранению нарушений действующего законодательства РФ, вопроса о расторжении договора аренды земельных участков с арендаторами в порядке гражданского судопроизводства и сносе незаконно построенных нежилых объектов на указанных в представлении земельных участках в предусмотренном законом порядке, привлечении должностных лиц администрации Дигорского района к дисциплинарной ответственности, выполнено не было. На основании этого, помощник прокурора Дигорского района пришел к выводу о том, что в действиях Бадриевой М.Д. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В данном случае представление прокурора об устранении нарушений земельного и гражданского законодательства, адресованное и.о. главы администрации Дигорского района Тамаевой З.П., устанавливает неправомерность действий АМС Дигорского района РСО-Алания и, исходя из предоставленных прокурору Федеральным законом полномочий, не влечет ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку не основано на вышеизложенных положениях Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и материалах дела.
Таким образом, у прокурора не имеется законных оснований для привлечения должностного лица - начальника Управления муниципальной собственности и земельных отношений администрации Дигорского района Бадриевой М.Д. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии со ст.24 ФЗ от 17.01.1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление об устранении нарушений действующего законодательства от 03.04.2013г. вынесено прокурором на имя и.о. главы администрации Дигорского района РСО-Алания, который несет ответственность за указанные в представлении нарушения и обязан был принять меры к их устранению. Управление муниципальной собственности и земельных отношений администрации Дигорского района является структурным подразделением администрации Дигорского района, а и.о. главы администрации Дигорского района несет ответственность за деятельность структурных подразделений администрации.
Согласно ст.23 ФЗ от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Однако, протест на не вступившее в законную силу постановление суда от 23.07.2013 года в Верховный Суд РСО-Алания подан помощником прокурора, без подтверждения его полномочий.
Учитывая изложенное, считаю, что оснований для отмены постановления судьи Дигорского районного суда РСО-Алания от 11 июля 2013 г., в том числе по доводам протеста, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь гл.30 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановлие судьи Дигорского районного суда РСО-Алания от 11 июля 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника Управления муниципальной собственности и земельных отношений администрации Дигорского района Бадриевой М.Д. оставить без изменения, а протест помощника прокурора района Цопанова Б.З. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РСО-Алания Темираев Э.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.